5 производственных романов — лучшие книги по версии «НЛ»
У представителей поколений, выросших во времена СССР, при словах «производственный роман» чаще всего вырабатывается рвотный рефлекс. И это, в общем, не удивительно – долгие годы любовь и конфликт в официальных литературе и кино были возможны только через призму производства. Но шедевра, как и шила в мешке, не утаишь. Даже в «официальной» среде вызревали настоящие книжные бомбы. С другой стороны, современный человек действительно львиную долю своей жизни проводит на работе – так где и развиваться отношениям, где и вызревать конфликтам? Так рождаются производственные романы – разные, как породившие их профессиональные сообщества. «Новости литературы» предлагают пятерку таких книг: новичкам в теме – для ознакомления с жанром, а любителям – освежить в памяти некоторые образцы. Итак, сегодня у нас:
***
Артур Хейли «Аэропорт»
Строго говоря, нам следовало бы перечислить добрый десяток произведений Хейли подряд. Кроме бестселлера всех времен «Аэропорта», автор еще написал «Отель», «Перезагрузку» и целый ряд других книг, действие которых самым тесным образом связано с той или иной профессиональной средой. Хейли как никто умеет показать производственные нюансы, выписать героя на фоне его работы и сложный механизм современного… да в общем, чего угодно!
И всё-таки именно «Аэропорт» является визитной карточкой писателя. Взрыв на борту, экстренная посадка, снежная буря отрезает от остального мира – это всего лишь один день из жизни аэропорта. Большого организма, внутри которого живут, работают, любят, ссорятся и мирятся люди…
***
Владимир Орлов «Альтист Данилов»
Симфоническую музыку любят не все. Не все разбираются – и хотят разбираться! – в том, как устроен оркестр, что значит партия отдельного инструмента. Но если в качестве героя выступает симпатичный демон, получивший начальное образование в Девяти Слоях, а затем отправленный на Землю и ставший там скромным альтистом – можно и пересмотреть отношения к «скучным» филармоническим реалиям. Тем более что на проверку они оказываются совсем не скучными, а звук альта работы мастера Альбани начинает исподволь сопровождать даже лишенных музыкального слуха читателей.
Орлову удалось создать удивительный сплав из фантастики (героя отправляют к останкинским домовым, во время любви Данилова и демоницы Анастасии происходят стихийные бедствия и т.д.) и настоящего производственного романа. Если раньше вы не знали о консерваториях и филармониях ничего – после прочтения будете почти что специалистом!
***
Сатоси Адзути «Супермаркет»
«Супермаркет» — редкий гость на отечественных книжных полках. Это роман японского писателя Сатоси Адзути, приглашающий нас в 1960-е – 1970-е годы, когда современная японская экономика начинала своё становление.
Тогда же в Стране Восходящего Солнца разворачивается сеть новых супермаркетов. Всё, конечно, происходит совсем не так, как в 90-е годы в России, но тем интереснее читать историю зависти, алчности, любви и семейных раздоров, которая разворачивается на фоне супермаркета, ведь, хотя ментальности разные, люди-то в итоге везде люди… а супермаркеты – везде супермаркеты! После прочтения этой книги вы уже не пройдете мимо кассы «на автопилоте». Ведь теперь вы знаете, как живут те, кто здесь работает.
***
Александра Маринина «Оборванные нити»
Роман Александры Марининой попал в бестселлеры минувшего года не потому, что это остросюжетный детектив, хотя и это, конечно, тоже. Строго говоря, все книги Марининой давно переросли рамки этого жанра. Вот и «Оборванные нити» — остросюжетная фабула, конечно, вызывает интерес, но не меньший – если не больший! – интерес представляет повседневная жизнь героя, судмедэксперта Саблина.
Мир больницы и прозекторской, их будни, обратная сторона жизни мужчины в белом халате, практика патологоанатома – всё это не оставило равнодушными читателей, а чистый слог и тонкий психологизм Марининой сделали «Оборванные нити» в своем роде шедевром. Кроме того, не будем забывать, что Александра Маринина долго проносила милицейские погоны, и что касается работы судмедэксперта – «в теме» как никто!
***
Олег Дивов, Макс Рублев «Не прислоняться»
Пора признаться, что на подборку из пяти производственных романов «Новости литературы» вдохновил Олег Дивов и его «Объекты в зеркале заднего вида». Жанр становится популярным, и не в последнюю очередь именно благодаря этому автору, который как никто умеет показывать поэзию профессии и подводные камни работы. Написанный в соавторстве с Максом Рублевым роман «Не прислоняться» должен пережить вторую волну популярности после того, как в Москве тушили силовой кабель между станциями «Библиотека им. Ленина» и «Охотный ряд». Ведь «Не прислоняться» рассказывает именно о метро. Герой, от лица которого ведется повествование, занят перевозкой людей. Никто не возьмется посчитать, сколько человек перевез каждый из машинистов столичного метро. Зато каждый из них может рассказать много такого, что даже не представляют себе пассажиры. И рассказывают! Какой же вывод делают из всего этого работники метро? Самый простой: оставайтесь людьми, спускаясь под землю!
|