Никколо Амманити «Я не боюсь». Иностранка, 2011.
Аномально жаркое лето 1978 года перевернуло жизнь девятилетнего Микеле, живущего в маленькой деревне на юге Италии. Дальние вылазки на велосипеде под названием «Бульдозер», не лишенные детской жестокости игры с друзьями – все отходит на задний план после того, как Микеле на отшибе деревни случайно натыкается на грязную яму, в которой лежит маленький мальчик. Казавшийся мертвым, оказавшийся живым, но обезумевший от жары и страха – его ровесник Филиппо. История, страшная с самого начала, становится все более пугающей по мере того, как выясняется, что в ней замешаны все мужчины деревни, не исключая и отца Микеле.
Совершенно недетский сюжет о похищении с целью выкупа, увиденный глазами ребенка – с этой сложной задачей блестяще справился Никколо Амманити, один из наиболее заметных и успешных представителей так называемых «молодых каннибалов», заставивших итальянскую литературу очнуться от провинциального сна и заговорить о важных и подчас очень неприятных вещах. История, которая, на первый взгляд, могла произойти разве что в самом медвежьем углу Латинской Америки или, по крайней мере, в Чечне, демонстрирует читателю совсем незнакомую Италию, лишенную своих привычных привлекательных мифов. Италию «глубинки», полной страха, которому один на один бросает вызов Микеле. Мастерство Амманити таково, что в небольшом романе, который фактически представляет собой монолог девятилетнего человека, нет ни капли фальши. Как нет и натужного оптимизма, благодаря которому можно было бы поверить, будто ничто подобное не может повториться и в наши дни в любой стране, где еще остались нищие деревни, жители которых хотят из этой нищеты вырваться любыми – буквально любыми – способами.
Вероника Шарова
|