Алексей Кофанов «Русский царь Иосиф Сталин»
Сталин…
Чувствую ваше напряжение, читатель. Вы перевернули страницу и сразу пытаетесь понять: автор гад или «наш»? Без разницы, как вы относитесь к герою книги: в любом случае автор либо «ваш», либо «сволочь». Спокойно эту тему не приемлют.
А я попытаюсь.
Прежде всего: дело вообще не в Сталине. Его личность безразлична ярым «сталинистам» и «антисталинистам»; он – символ. Только символизирует для разных людей разное – одни видят в нем Победу, другие – Репрессии, третьи – Гонителя Генетики…
Если предельно обобщить, то Сталин олицетворяет Державу. В его руках Россия достигла наивысшего могущества за всю историю (не будем здесь о Гиперборее, Тартарии и т.д.) – с этим не спорят даже самые упертые либералы. Они лишь стремятся доказать чрезмерность цены этого успеха.
Сталин = Великая Держава. Это факт. И так получилось, что большинство «сталинистов» хотят возрождения Великой России, а их противники Россию ненавидят.
Антисталинская истерия подготовила развал СССР – помните? Затем его имя забыли, но сейчас новая волна «десталинизации». Ясно: некие силы готовят развал России. Так что эта тема волнует не историков, а всех жителей страны.
СМИ умело штампуют нам мозг. Наши убеждения сформированы телевизором, хотя наивные полагают, что додумались до них сами… Учтите на всякий случай: почти всё, что СМИ сообщают о сталинском периоде, при простейшей проверке оказывается враньём. Я в своей книге этим «источником» не пользовался.
Для врагов России Сталин – орудие информационной войны. Атака ведется просто, в три ступеньки:
1) очернение Сталина,
2) очернение советского периода,
3) очернение России в целом.
Сначала «клиент» признаёт Сталина исчадием ада. Сталинский период – это вершина 70-летней советской эпохи; если вершина чудовищна, то кошмарна и вся эпоха. А поскольку мы, русские, почти век «терпели бесчеловечный режим», то мы – рабы, быдло, отбросы человечества. Клиент созрел, можно брать его голыми руками: «гнилую рашку» защищать он не станет.
А теперь – внимание, вопрос!
Вам уже хочется сжечь эту книгу на площади, а автору череп проломить?
Если «да» – поздравляю: у вас тоталитарное мышление. Люди именно такого типа вопили «Зиг хайль!» и доносили друг на друга. Чуть раньше они подбрасывали хворост в костры «еретиков». И кричали «Распни его!» в Иерусалиме… Если вы хотите меня линчевать, то именно ваши духовные предки (а может, и физические) виновны во всех ужасах 20-30-х годов.
Это не наезд. Это правда.
Ну а если вы способны угасить гнев и постараться услышать собеседника, вникнуть в его доводы (ну предположите на минуту, что автор не кретин) – то вы действительно уважаемый читатель.
Эта книга основана на фактах. Я решился нагрузить текст множеством ссылок на источники; читать стало труднее, зато мои сведения легко проверить. Я не вру.
Но некоторые «антисталинисты» Россию любят. Для них Сталин – «маньяк», «убийца русских», «коммуняка».
Ваших близких в те годы наказали правоохранительные органы? Искренне сочувствую… Однако вот два вопроса:
– Когда это произошло? (Реальная власть Сталина началась в 1939-м; раньше НКВД ему практически не подчинялся.)
– У вас есть основания считать своего родственника невинно пострадавшим? Ведь почти каждый зек (даже матерый вор или убийца) уверяет, что «менты-козлы» посадили его ни за что… Вы видели следственное дело? Разбирались в подробностях?
Обидно это сознавать, но «моя родня» и «светлый идеал» – не всегда одно и то же…
Вот если ваш родственник вправду был необоснованно репрессирован в 1939–1953 годах, тогда можно считать его жертвой сталинских репрессий! Но вероятность этого почти нулевая.
Если вы любите Россию, но ненавидите Сталина – попытайтесь непредвзято прочитать мою книгу. Может быть, ваше мнение изменится.
Но есть и категория людей, которые ненавидят Сталина насмерть: потому что он отнял у их предков (духовных или физических) власть над Россией. Не позволил им угробить страну.
С такими людьми обсуждать мне нечего. Да они мою книгу и в руки не возьмут, из-за одного названия…
Итак, Сталин – оружие врага против нас. Оружие врага надо знать. Уже поэтому нам, патриотам России, необходимо изучать его биографию и эпоху: знание правды позволит нам обернуть это мощное оружие против врагов.
Но и, конечно, столь грандиозная Личность интересна сама по себе. По силе воздействия на мир Сталин – главная фигура ХХ века.
Давайте же попробуем разобраться, кем он был на самом деле!
Часть первая. Становление
Детство
Личность формируется до пяти лет. Потом идет шлифовка деталей, но душа в целом остаётся неизменной: ее устремления к созиданию или разрушению, к материи или к духу.
Сосо Джугашвили вырос в атмосфере созидательного труда: отец был сапожником, мать прачкой и портнихой. Жили бедно, однако в позорную нищету не скатывались – эта деталь важна. «Бедность не порок… Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто», – говорил Мармеладов в романе Достоевского.
Гуляет много версий о происхождении Сталина. Возможно, он не грузин, а осетин, или даже наполовину русский. Некоторые уверяют: еврей – но это уж слишком фантастично… Его отцом мог оказаться не Виссарион; других имен называют десяток, самый модный претендент – ученый и (говорят) разведчик Н.М. Пржевальский.
Обсуждать эти версии бессмысленно, потому что их нельзя доказать. А главное: это не имеет значения для лепки личности.
А детство в обстановке созидательного труда – имеет.
Отец превращал бесформенные куски кожи в обувь. В детских глазах это чудо, творение иной реальности. Видя такое, ребенок поневоле начинает мыслить как демиург, труженик, преобразователь мира.
Тут возникает вопрос – важный уже потому, что некоторое время Сталин был марксистом и, конечно, себе его задавал. Вопрос такой: к какому классу он относился?
Марксизм делит современное общество на классы, главные из которых – буржуазия и пролетариат. Рабочие вкалывают, остальные жируют за их счет. Просто и ясно.
Но думаю, это ошибка. Предлагаю иной вариант: творцы и паразиты. Причем они вовсе не совпадают с классами по Марксу.
Что, все рабочие честно пашут? Увы. Хватает среди них тунеядцев, которые ничего полезного сделать не могут и не хотят. Бракоделы, быдло, отбросы. Они – паразиты, хотя марксисты относят их к рабочему классу.
А «эксплуататоры» – нередко трудяги и герои, это они создали мировую культуру. Шекспир, Пушкин, Веласкес, Менделеев… – все «буржуи».
Кто вдохновенно творит некие ценности, тот настоящий человек. Виссарион Джугашвили был хорошим сапожником, заказчики шли к нему охотно. «Торговец обувью В. Барамов выписал его… как лучшего мастера» . То есть маленький Сосо вырос в атмосфере созидательного труда и относится к классу творцов.
Кстати, и его отец, и мать были грамотными – что встречалось нечасто .
Есть, впрочем, сведения и о том, что Виссарион пил. Что сказать? Это не редкость – не только в Грузии, а и где угодно…
Сообщают также, будто Виссарион бил жену и ребенка. Я бы этому не очень доверял: ведь рядовая семья никому не интересна. Кто знал, кем станет Сосо? Кого волнует, что творится в одном из миллионов домиков? Вот если бы сапожник регулярно лупил их на площади (скандал на весь город, осколки витрин, протокол) – это бы осталось. Но такого никто не пишет.
Очевидцы, которые «вспоминали» потом, уже считали Сталина богом или дьяволом – соответственно окрашивали и свои «воспоминания». Сам же он утверждал: «Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо».
Может, бил. Может, не бил. Гадайте…
Но вот обувь Виссарион бесспорно шил качественно – иначе просто не смог бы содержать семью.
Сталин создал Великую Державу, а это под силу лишь творцу исключительного масштаба. Творческая потребность воспитывается в младенчестве. Следовательно, я прав.
Нельзя забывать и того, что Сталин вырос в горах. Там земную кору вздыбило титаническое напряжение. Земля успокоилась и легла гигантскими складками, но избыточная энергия таится в их лесистых или заснеженных склонах.
Горы сближают с небом. Глядя на них со стороны, проникаешься величием Божьего замысла. Взобравшись, словно взмываешь в небеса и видишь мир так, как видят его птицы или ангелы.
Русские – люди равнин, нам трудно прочувствовать горца. Поднимитесь на крышу своего дома! Созерцание мира даже с такой высоты в корне меняет мироощущение.
В горах часто рождаются «пассионарии», энергия бурлит в них и находит разнообразные выходы. Одни в бандах грабят окрестные народы. Другие живут 150 лет или даже (по легенде) вечно… И все в какой-то степени философы; горы подвигают на отвлеченное мышление, рождают чувство сопричастности Богу.
Некоторые относят Сталина к горцам-бандитам (дескать, мнителен, мстителен и кровожаден) и уверяют, что уже в детстве проявлялись его злодейские черты. Однако нет данных, что юный Сосо кого-то мучил или ненавидел. Напротив, его ровесник сообщает: «С виду Иосиф Джугашвили был худой, но крепкий мальчик. Жизнерадостный и общительный, он всегда окружен был товарищами. Он особенно любил играть со своими сверстниками в мяч (лапту) и «лахти». Это были излюбленные игры учеников. Иосиф умел подбирать лучших игроков, и наша группа всегда выигрывала».
Руководить умел с детства, это да. Некоторые люди обладают силой притяжения, другие к ним тянутся. Без этой силы он не сумел бы стать лидером величайшей в истории Державы.
Ненадолго вернемся к Пржевальскому. Всем известно его разительное сходство со Сталиным… Но я не о возможном отцовстве (еще раз: это нельзя доказать).
Николай Михайлович Пржевальский – белорус, без малейшей кавказской примеси. И Сталин на него чрезвычайно похож.
Что я хочу сказать?
То, что внешность Сталина вполне может быть славянской. Он временами жил с паспортом на русское имя – и полицию это не удивляло.
Поэтому версия о русском происхождении Иосифа вполне вероятна.
Очень характерно, что всю сознательную жизнь он был русским патриотом, никакого пристрастия к Грузии или Кавказу не проявлял.
* * *
Дата рождения – первая загадка его жизни. Каждый советский человек знал ее: 9 (21) декабря 1879 года. Символично и красиво: зимнее солнцестояние, самая длинная ночь. Можно трактовать как хочешь: либо «Сталин – воплощение мрака», либо «с его появлением свет начал прибывать»…
Но в метрической книге Успенского собора указана дата годом раньше и некрасивая: 6 (18) декабря 1878 года. По-видимому, этот вариант верен. Как же так?
Интересно, что 78-й год рождения Сталин собственноручно подтвердил в анкете для шведской газеты «Folkets Dagblad Politiken» (декабрь 1920) – однако после 21-го года укоренилась версия «1879 год».
Значит, он знал свой истинный день рождения. Но, сделавшись заметной фигурой, скрыл.
Зачем?
Версия напрашивается одна: он разбирался в мистике – и помешал врагам составить гороскоп (позволяющий просчитать его шаги).
Надо сказать, ему это удалось. Подлинная дата всплыла лишь при крушении Союза.
Родился он в грузинском городке Гори, в маленьком доме, где провел и первые четыре года. Этот дом бережно сохраняется в статусе музея – за что грузинам отдельное спасибо.
Он был третьим сыном, старшие умерли младенцами. Можно эту деталь считать значительной и долго рассуждать, что Господь не хотел рождения ребенка в этой семье… или наоборот, что Иосиф преодолел мрачный рок, «смертию смерть поправ» (некоторые исследователи этим занимались). Но можно и вспомнить, что детская смертность вообще зашкаливала, а, стало быть, ничего этот факт не означает.
В раннем детстве Сосо (грузинская ласковая форма имени Иосиф) болел тифом и, хуже того – оспой; ее следы «украшали» лицо до конца жизни. Подобные отметины всегда травмируют психику, формируют комплекс неполноценности. Некоторые так с этим комплексом и живут; другие перерабатывают его в нечто иное.
Семья Джугашвили искренне веровала, мать мечтала видеть сына священником или даже архиереем – и он получал духовное образование почти до двадцати лет. Характер Сталина тверд – не будете спорить? Значит, он не просто поддался нажиму матери, а шел этим путем добровольно. А стало быть, в Бога верил.
Вера означает доверие. То есть понимание, что Бог испытывает не сдуру и не со злобы – а с некоей благой целью. Вы, читатель, можете сомневаться (если вы атеист); но Сосо верил несомненно. А значит, и оспу свою осмыслил как проявление воли Божьей, направленное к благу.
Этим терзания не кончились. В 6 лет Иосиф попал в ДТП: его сбил фаэтон (конная повозка).
Из «Медицинской истории И.В. Сталина»: «Атрофия плечевого и локтевого суставов левой руки вследствие ушиба в шестилетнем возрасте с последующим длительным нагноением в области локтевого сустава».
(Есть информация, что в 9 лет его снова сбил, и снова фаэтон, но вообще-то снаряд дважды в одно место не падает. Скорее всего, это событие «раздвоилось» у биографов.)
Но мы знаем, что такая концентрация страданий ничуть не пошатнула его доверие Богу, потому что уже в следующем году он поступал в Горийское духовное училище. Однако провалился – по русскому языку…
Напомню, что в начале XIX века Грузия после многочисленных просьб своих царей была принята в состав Российской Империи, что спасло ее от порабощения турками и персами. Новая власть ничуть не притесняла грузинский язык и культуру, однако церковь подчинила Священному Синоду, и карьеру в ней было можно делать, лишь владея державной речью. Училище – первая ступень к сану, так что…
Мальчик не отчаялся и начал учить русский. На это ушло два года, и в 1888-м его приняли в училище.
Малоизвестный факт: впоследствии Сталин так освоил русский язык, что избавился даже от акцента. Живя нелегалом, он порой пользовался паспортами на русское имя, и полицию его речь не настораживала, как и внешность.
Его родственница М.А. Сванидзе записала в дневнике, впервые услышав его выступление по радио: «Как странно, я не узнавала его голоса – через микрофон тембр был другой, а главное акцент был на 100% сильнее, чем в жизни. Он очень чисто говорит по-русски, и обороты речи у него хорошего народного русского языка».
То есть: Сталин говорил чисто, но в официальных речах «чудесным образом» появлялся акцент!
Для посторонних вождь изображал не того, кем был на самом деле. Зачем? Новая загадка… Но она вполне вписывается в мою гипотезу.
Какую? Не волнуйтесь, со временем раскрою.
Обучение православию
Учеба быстро выявила его феноменальную память: одного прочтения текста Иосифу хватало для запоминания наизусть. Это помогало ему оставаться первым учеником – и упростило работу на государственных постах.
Будущую специальность он глубоко и искренне любил.
А. Гогебашвили (одноклассник): «Сосо как лучший чтец пользовался большим вниманием и доверием в училище, и ему было поручено обучать нас чтению псалмов… Сосо считался главным клириком, а на торжественных молебнах главным певчим и чтецом» .
Другой соученик: «В первые годы учения Coco был очень верующим, посещал все богослужения, пел в церковном хоре. Он не только выполнял религиозные обряды, но всегда и нам напоминал об их соблюдении».
Преподаватель училища Г.И. Елисабедашвили: «У этого очень одаренного мальчика был приятный высокий голос – дискант. За два года он так хорошо усвоил ноты, что свободно пел по ним. Вскоре он стал помогать дирижеру и руководил хором… Мы исполняли вещи таких композиторов, как Бортнянский, Турчанинов, Чайковский».
Поют по нотам, между прочим, только профессиональные певцы. Подтверждаю как музыкант: это трудно! А дирижеру нужен тонкий слух, мануальная техника и отличное знание репертуара…
РПЦ – зона конфликта. Одни считают ее последней надеждой России и мира, другие говорят о «библейском проекте порабощения человечества»; неоязычники уверены, что христианство принесло нам все беды…
Но это сейчас. В XIX веке не было неоязычества, ростовщическую доктрину еще не разгадали – и православие оставалось единственным путем духовного развития.
Этим путем и пошел Иосиф. В 1894 году он с отличием окончил училище и поступил в Тифлисскую семинарию.
Об этом тоже редко говорят, но Сталин не просто «учился в семинарии» – это длилось пять лет! В общей сложности он обучался профессии православного священника одиннадцать лет – причем всегда был отличником, кроме последних семинарских классов. Вот чему его учили: Священное Писание, гомилетика, догматика, литургика, дидактика, церковно-славянское пение, грузинско-имеретинское пение, грузинский язык, русская словесность, греческий язык, история (гражданская и церковная), математика, логика, психология, физика… Он усвоил все знания, необходимые священнику.
Иосиф верил в Бога и искренне стремился получить духовный сан.
Глубину сталинского православия подтверждает вот что: в 1906 году он тайно обвенчался с Екатериной Сванидзе (секретную ночную службу провел бывший однокурсник). Тайно! То есть не для «регистрации отношений», а по зову сердца. Профессиональный революционер…
Вдумаемся глубже. Тут два момента: сам факт церковного венчания и его секретность.
Некоторые, скажем так, историки заявляют, что Иосиф не хотел никакого обряда и лишь уступил нежно любимой невесте. Но эти же авторы кричат, что Сталин был чудовищем и никого не любил… Извините, ребята – одно из двух! Либо кровавый тиран, либо слабак, «нас на бабу променял».
Читатель, если вы женщина – вы пробовали кого-нибудь на себе женить? Думаю, вопрос ясен… Мужики не любят впутывать в свою личную жизнь государство – а уж тем более Бога.
Никто не сомневается в сильной воле Сталина (что вовсе не означает злодея. Доброе дело без воли тоже не сдвинешь). Ну не затащите вы волевого мужика под венец, если он того не хочет!
Итак, Иосиф хотел венчаться. Единение на небесах было для него важно.
Но почему тайно? Ночью?
На это я отвечу чуть позже. А пока запомним: в 1906 году большевик Коба был глубоко верующим православным человеком.
Семинаристом Иосиф постоянно читал научную и художественную литературу сверх учебного курса. Это стало привычкой на всю жизнь и позволило восполнить пробелы образования. Даже в годы правления страной у него была норма: 500 страниц в день. Как он успевал, понять невозможно – однако сохранились тысячи книг с его пометками.
Вдумайтесь: пятьсот страниц. Каждый день по толстому тому – в течение десятилетий! И уж ясно, что читал он не бульварную попсу. В результате он стал одним из самых высокообразованных людей; что подтверждают и отзывы специалистов разных областей.
Денег не хватало. И он приспособился листать книги в магазине, мгновенно схватывая суть, «по диагонали». Мы платим курсам быстрого чтения, а Иосифа сама бедность вынудила освоить эту технику.
Чтение подвигло к творчеству: он начал писать стихи. В 1895-96 годах несколько его стихотворений опубликовали тифлисские литературные газеты. Сейчас я приведу два из них (авторы переводов на русский неизвестны):
Постарел наш друг Ниника,
Сломлен злою сединой.
Плечи мощные поникли,
Стал беспомощным герой.
Вот беда! Когда, бывало,
Он с неистовым серпом
Проходил по полю шквалом –
Сноп валился за снопом.
По жнивью шагал он прямо,
Отирая пот с лица,
И тогда веселья пламя
Озаряло молодца.
А теперь не ходят ноги –
Злая старость не щадит…
Всё лежит старик убогий,
Внукам сказки говорит.
А когда услышит с нивы
Песню вольного труда,
Сердце, крепкое на диво,
Встрепенётся, как всегда.
На костыль свой опираясь,
Приподнимется старик
И, ребятам улыбаясь,
Загорается на миг.
Писал юноша – и такая старческая усталость… Странно ведь, а?
Вы можете отмахнуться: мол, это лишь стилизация, игра в слова! Мало ли чего там пацан нафантазировал?!
Но я вижу в этих стихах ненаигранное прощание. Краткий поэтический период выпал у Иосифа ровно на тот рубеж, когда закончилась его первая жизнь, и приходилось в муках рождаться заново. Он действительно мог чувствовать себя стариком, и календарный возраст не имеет значения.
Следующий текст сейчас популярен, его часто цитируют. Да, стихи пророческие. «Проклятый, правда твоя не нужна»… Именно так многие видят Сталина и его наследие; яростно отрицают даже, что у него вообще была какая-то правда.
Но думаю, они не только пророческие, но и «дневниковые»: Иосиф писал о себе тогдашнем, выплакал разочарование в мечте детства. Его с его мечтой отвергли – причем те, кто обязаны были помочь…
Какое разочарование? В какой мечте? Скоро отвечу.
Вот текст:
Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
А в песне его, а в песне –
Как солнечный блеск, чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращённые в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.
Сказали ему: «Проклятый,
Пей, осуши до дна…
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!»
Перечитайте. Нет, вы перечитайте!
И попробуйте прочувствовать состояние мальчика, который это написал. Помните: скоро он бросит нормальную жизнь, станет подпольщиком – пули, тюрьма, вечная бездомность… Он добровольно выберет это! – вместо спокойной карьеры всеми уважаемого священника.
Почему? Ответ можно разглядеть в этих строках.
Интеллигенция высоко оценила его стихи, одно даже поместили в «Сборник лучших образцов грузинской словесности» (1907).
Еще раз: стихотворение 16-летнего юноши признали одним из шедевров национальной литературы!
Видя дату, сами понимаете: ни о каком «подхалимаже» и речи нет. Льстить Сталину тогда не было ни малейшей причины. Это очень серьезный взлет, могла последовать большая поэтическая карьера – но дальше первых проб дело не пошло. Видимо, Иосиф чувствовал, что его миссия выше и важнее, чем рифмование слов.
Уже первокурсником он сблизился с местными революционерами. Хотелось новизны и приключений: учебный режим вгонял в тоску. Но постепенно кружковские словеса о коммунизме стали затягивать; и на четвертом курсе семинарист Джугашвили откровенно «забил» на учебу. Начались дисциплинарные взыскания: 9 октября 1898 – карцер за отсутствие на утренней молитве, 11 октября – карцер за нарушение дисциплины во время литургии, 25 октября – карцер за опоздание из отпуска на три дня, 1 ноября – строгий выговор за то, что не поздоровался с преподавателем, 24 ноября – строгий выговор за то, что смеялся в церкви, 16 декабря – карцер за пререкание во время обыска.
Смеялся в церкви… Не настораживает?
Вроде просто: увлекся Марксом, атеизм, отсюда презрение к церковным обрядам. Да?
А куда девать тайное венчание девятьсот шестого года?! Через восемь лет, опытный подпольщик – зачем венчался??
Как хотите, не стыкуется.
Стандартная трактовка: марксизм в его душе разросся и вытеснил религию. Однолинейный примитивный процесс. Семинарист стал атеистом, и точка.
Я думаю, всё сложнее. И разочарование в церковной мечте шло независимо от марксизма, они лишь совпали по времени. Более того: без семинарии остался бы верным прихожанином какого-нибудь храма, и революционная мечта его бы не зацепила, агитаторы ушли бы ни с чем.
Моя версия: Иосиф изнутри, подробно и отчетливо разглядел тогдашнюю РПЦ (грузинский экзархат был ее частью). Действующие священники учили его, готовили к конкретной религиозной работе. Мечта столкнулась с реальностью. И что-то в этой реальности его отвратило. Быть частью этого духовенства он расхотел. Начался «смех в церкви» – то есть официальные обряды стали ему противны.
Но тайно, ночью он венчался! Другу (окончившему семинарию и рукоположенному) доверился! Суть обряда осталась прежней, но в корне изменилась его форма.
Это может означать лишь одно: Иосиф сохранил веру в Бога и в таинства – но разочаровался в официальной Церкви.
В мае 1899 года его отчислили «за неявку на экзамены по неизвестной причине». Да, вот так – просто не пришел сдавать. Странно, согласитесь? Где у Карла Маркса сказано, что нельзя оканчивать семинарию?
Эту деталь обычно кратко отмечают и перескакивают к подпольной деятельности. Мол, бросил и бросил, что тут обсуждать? Он же политик, а не поп, так что это лишь незначительный, случайный эпизод…
Да?
А ничего, что Иосифу было уже 20, и всю сознательную жизнь он шел к духовному сану?
Представьте себя на его месте: вы всегда хотели стать океанологом, у вас явные способности, вы поступили в нужный институт, почти окончили его – и вдруг бросаете!
К этому вас может понудить лишь крайне веская причина.
Что заставило Сосо почти получить профессию священника, но отказаться от сана? Неявку на экзамен можно трактовать только так – ведь иначе он бы выпустился и был рукоположен, стал частью структуры РПЦ.
Это ключевой вопрос. И я считаю, что в 1899 году он принял важнейшее решение в своей жизни, которое через 30 лет дало грандиозный результат. А занятия марксизмом – лишь фон.
Звучит безумно, но я надеюсь постепенно это доказать.
А пока запомним: Иосиф Джугашвили верил в Бога (даже в 1906 году, будучи марксистом-подпольщиком); он почти стал православным священником, но отказался от официальной регистрации.
И ведь священником он действительно стал. Готовился быть «отцом Иосифом» – впоследствии его называли «отцом народов». Изучал религию – и стал главным жрецом религии коммунизма. В речах и статьях постоянно использовал богословские обороты («братья и сестры», «как Христос по воде», «святая святых партии»…) и саму форму православной проповеди.
Он даже вел себя, как подобает священнику: неторопливо, благообразно, с достоинством.
Из воспоминаний А.А. Громыко: «В движениях Сталин всегда проявлял неторопливость. Я никогда не видел, чтобы он, скажем, заметно прибавил шаг, куда-то спешил. Иногда предполагали, что с учетом обстановки Сталин должен поскорее провести то или иное совещание, быстрее говорить или торопить других, чтобы сэкономить время. Но этого на моих глазах никогда не было. Казалось, само время прекращает бег, пока этот человек занят делом».
* * *
Вскоре он устроился работать. Как вы думаете куда?
С конца 1899 года Иосиф служил вычислителем-наблюдателем в Тифлисской… обсерватории! Правда, неизвестно, астрономией занимался или метеорологией.
Бросив церковную карьеру, он больше года наблюдал небо.
Будете утверждать, что выбор места случаен? Просто жизнь вынудила?
Неужели вы уверены, что в столичном Тифлисе не нашлось больше ничего для молодого парня с приличным образованием? Оно ведь считалось достаточным, иначе его не взяли бы на должность, требующую внимания, сосредоточенности и математических навыков.
Вариантов наверняка хватало. Но Иосиф выбрал небо – пусть и не особенно надолго.
Из Обзора Тифлисского губернского жандармского управления (1901): «Иосиф Джугашвили, наблюдатель в Физической обсерватории, где и квартирует. По агентурным сведениям, Джугашвили социал-демократ и ведет сношения с рабочими. Наблюдение показало, что он держит себя весьма осторожно, на ходу постоянно оглядывается» .
21 марта 1901 года полиция провела обыск на квартире И. Джугашвили в обсерватории, но арестовать его не сумела. С этого времени вплоть до 1917 года Иосиф жил на нелегальном положении, нигде не работал – т.е. был «профессиональным революционером».