Девора Зак «Управление для тех, кто не любит управлять»
Почему вы это ненавидите и почему я это написала
Найдите работу, которая вам нравится, — и вы добавите пять дней к каждой неделе
вашей жизни.
Джексон Браун-младший
Справляться с грудой дел непросто.
Я вовсе не хотел быть боссом,
Все то, что нужно, выполняйте,
Меня, прошу, не доставайте.
Прежде чем мы углубимся в предмет, нужно ответить на несколько вопросов, которые назойливо требуют нашего внимания.
Зачем написана эта книга?
Я работаю консультантом по вопросам управления дольше, чем существует ваш бизнес. Я видела, как появлялись и исчезали многие модные тенденции и веяния. Могла бы их перечислить, чтобы пояснить свою мысль, но это жутко сложно. К тому же мои подающие надежды читатели не поймут, о чем я говорю. Смысл вот в чем: модные веяния уходят. Конец. Пока-пока. Они уходят, безжалостно бросая нас, оставляя задыхаться в тех же офисах, где прежде преследовали нас, обещая бросить мир к нашим ногам… И вот они уже повернулись к нам спиной и отправились на грандиозный банкет, организованный в их честь.
Книг об управлении ужасно много. Почему я не выбрала какую-нибудь недостаточно проработанную тему? Например, влияние солнечных затмений на эмоциональные циклы менеджеров?
Я обратила внимание именно на эту тему, потому что она крайне важна. Изучение техник, способных полностью трансформировать вашу тайную ненависть к управлению, колоссально повлияет на вашу работу — больше, чем вы можете себе представить. Не за горами большой взрыв в менеджменте. Заметьте, я сказала «трансформировать тайную ненависть», а не «научить общаться с людьми, которыми вы ненавидите руководить».
Наша цель — найти метод управления, который вы не будете ненавидеть.
Вы не будете его ненавидеть, потому что он соответствует вашей внутренней сущности.
Управление — не разгуливание с целеустремленным видом по большим зданиям с множеством окон. Оно основано на общении, взаимопонимании, корпоративном духе и эффективности. Ниже приведу памятку для начинающих.
Что такое управление?
О-о-о, вопрос на миллион долларов. Буду вам должна, хорошо?
Любой, даже недавний выпускник программы MBA знает, что можно целый день спорить о самом правдивом, лучшем определении слова управленец. Но это меня утомляет. Поэтому давайте вместе подумаем о главном, о сущности того, что мы ожидаем от профессионального руководителя (мы пока не рассматриваем остальную вашу работу: приумножение прибыли или выпуск более совершенных виджетов). К чему сводится управление?
Управление — искусный баланс между эффективным руководством и умением не мешать.
Если бы вы могли выбрать человека на роль руководителя, разве вы не нацепили бы на него ярлык с одной из версий этого рецепта?
Эффективное руководство подразумевает, что менеджер обладает необходимыми способностями и профессионально пригоден. При этом важно вдобавок иметь чутье, подсказывающее, когда нужно отойти в сторону и позволить другим расти, совершенствоваться и совершать ошибки. В случае сомнений добавьте в ваш протеиновый коктейль управленца хорошую порцию права сотрудников на самовыражение (подробнее об этом я расскажу в главе 7).
Почему люди ненавидят управление?
Многие не любят, даже (т-с-с!) ненавидят управление. В чем же дело? Как правило, страх перед управлением объясняется двумя причинами:
1. Вы стремитесь вверх по карьерной лестнице в интересующей вас сфере. Вы более или менее успешны и получаете повышение. И внезапно оказываетесь в сложной и утомительной роли Управляющего Людьми. У вас теперь меньше времени на то, чтобы делать работу, которая вас мотивирует, и больше ответственности за мотивацию других, управление ими и принуждение к труду.
2. Не будем деликатничать. Управление другими людьми может серьезно испортить удовольствие от работы. Вам придется разбираться со всей их… ерундой. Когда в последний раз вы просыпались и внезапно превращались в психоаналитика, посредника-примирителя и директора одновременно?
Короче говоря: мы хотим делать то, что считаем своей настоящей работой; но на нашем пути встает управление.
Управление вас не вдохновляет; вы любите вашу настоящую работу.
И это, друзья мои, истина, которую часто упускают из виду. (Вы знали, что все к этому шло; ничего, скоро пройдет.)
Недавнее исследование издательства BerrettKoehler, в котором приняли участие 150 лидеров из 150 промышленных отраслей, показало, что только 43% из них чувствуют себя комфортно в роли менеджеров и лишь 32% заявили, что им нравится быть руководителями.
Кто-нибудь может это перевести на человеческий язык? Эту невнятную статистику? Я разложу все по полочкам.
Шансы, что вашего руководителя развлекает процесс управления вами, меньше, чем один к двум. Реальная цифра, в зависимости от ваших личных особенностей, может и отличаться от этой, и отнюдь не в вашу пользу. Хотя я уверена, что это не про вас.
Помощь в пути. Легионы менеджеров бесполезно страдают из-за ошибочного убеждения: чтобы стать настоящим руководителем, они должны как-то изобразить массу качеств, которые кажутся совершенно неестественными. Кроме того, они верят, что настоящие управленцы никогда не едят омлет. Это ложь и к тому же предубеждение по отношению к владельцам птицеферм.
Прекратите это безумие, говорю я вам!
Все с точностью до наоборот. Единственный способ достичь успеха в роли руководителя — и получить все преимущества — управлять естественно. Омлеты всюду. Из-за того что большинство нормальных людей тратят основную часть своего рабочего времени на решение жизненно важных проблем, но не находят возможности изучить вопросы функционирования личности, познание себя отходит на второй план. Очень многие книги дают бесполезные рекомендации: искать советов извне, а не внутри себя. Эта книга, напротив, поможет вам понять следующее:
[1] Каков ваш естественный стиль управления?
[1] Как вы принимаете решения?
[1] Каковы ваши сильнейшие качества?
[1] Вы управляете головой или сердцем?
[1] Как вы выясняете, что важнее всего для членов вашей команды?
[1] Каков лучший способ для поощрения позитивного поведения?
[1] Как вы можете использовать свои сильные стороны для управления другими?
…и вопрос на засыпку:
[1] Как можно оставаться одновременно верным себе и гибким в управлении другими?
Ответы на эти вопросы и формируют вашу уникальную формулу блестящего управления. Естественно, я имею в виду вовсе не краску для волос.