Михаил Булгаков, 15 мая.
Тот, который был долгое время «запрещенным» писателем, который теперь переведен на все основные языки мира. Тот, о котором сказано: «Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, — уже вторично, зависимо от этого главного…»
Русский писатель. Михаил Булгаков родился 15 мая (по старому стилю — 3 мая) 1891 в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской). Имя старшему сыну и будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Позднее в семье Булгаковых родились: Вера (1892), Надежда (1895), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900), Елена (1902).
18 августа 1900 Михаил Булгаков поступил в приготовительный класс Второй киевской гимназии, а 22 августа 1901 — в первый класс Первой киевской мужской Александровской гимназии. 14 марта 1907 от нефросклероза умер отец Михаила Булгакова. В мае 1909 Булгаков окончил Первую Александровскую гимназию, а 21 августа был зачислен студентом медицинского факультета Киевского университета. 26 апреля 1915 в Киево-Подольской церкви Николы Доброго состоялось венчание Михаила Булгакова с Татьяной Николаевной Лаппа, дочерью управляющего Казенной палаты, с которой Михаил познакомился еще в 1908 (саратовская гимназистка приезжала в Киев на каникулы).
Еще летом 1914, после начала 19 июля Первой мировой войны, Булгаков принял участие в организации лазарета для раненых при Казенной палате в Саратове и работал там врачом. В апреле-мае 1915 он подал прошение о службе врачом в морском ведомстве, однако был признан негодным к несению военной службы по состоянию здоровья. После получения разрешения ректора университета, 18 мая Булгаков поступил на работу в Киевский военный госпиталь на Печерске. В мае-сентябре 1916 работал врачом в прифронтовых госпиталях Каменец-Подольска и Черновиц. 16 июля был зачислен «врачом резерва Московского военно-санитарного управления» для откомандирования в распоряжение смоленского губернатора с целью работы в земствах. 31 октября 1916 в Киевском университете Михаил Булгаков получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
С лета 1917 началось регулярное употребление Булгаковым морфия: после того, как он вынужден был сделать себе прививку от дифтерита, опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у больного ребенка, начавшийся сильный зуд стал заглушать морфием; в результате употребление наркотика вошло в привычку. 18 сентября 1917 Булгаков, получивший удостоверение Сычевской уездной земской управы о том, что «зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником», был переведен в Вяземскую городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделением. Осенью 1917 Михаил Булгаков начал работу над циклом автобиографических рассказов о медицинской практике в Никольской больнице. В декабре 1917 впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н.М. Покровского (прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце»).
19 феврале 1918 Булгаков был освобожден от военной службы по болезни и в конце месяца вернулся с женой в Киев. Весной 1918, с помощью второго мужа матери — врача Ивана Павловича Воскресенского, Михаил Булгаков избавился от морфинизма и открыл частную практику как венеролог. В начале февраля 1919, как военный врач, был мобилизован в армию Украинской Народной Республики, а в ночь на 3 февраля, при отступлении украинских войск из Киева, успешно дезертировал. В конце августа 1919, по одной из версий, Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии — попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В ноябре, в качестве военного врача 3-го Терского казачьего полка, Булгаков принимал участие в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших чеченцев. С начала декабря рботал в военном госпитале во Владикавказе. В конце декабря Михаил Булгаков оставляет службу в госпитале и прекращает занятия медициной. С этого момента он начинает профессионально заниматься литературой — работает журналистом в местных газетах («Кавказская газета», «Кавказ»). Первая публикация Булгакова состоялась 26 ноября 1919 в газете «Грозный» (фельетон «Грядущие перспективы» был опубликован с инициалами М.Б.).
Переехал в Москву в 1921. Служил секретарем Главполитпросвета при Наркомпросе. В 1921-1926 сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты «Накануне», помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами «Гудок», «Рабочий», журналом «Медицинский работник» (напечатал «Записки юного врача»), «Россия», «Возрождение» (опубликовал «Записки на манжетах» и роман «Белая гвардия»). Первый сборник сатирических рассказов «Дьяволиада» (1925) вызвал споры в печати. В 1926 во МХАТе была поставлена пьеса Булгакова «Дни Турбиных», в 1926-1929 в Театре-студии Евг. Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира», в 1928-1929 в Московском Камерном театре репетировался «Багровый остров». Литературная критика конца 20-х гг. отрицательно оценивала творчество Булгакова. К 1930 его произведения не печатались, пьесы были сняты из репертуара театров. В 1930 работал в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ). 1930-1936 — во МХАТе в качестве ассистента режиссера, на сцене которого в 1932 инсценировал «Мертвые души» Н.В. Гоголя. С 1936 — в Большом театре как либреттист и переводчик. Умер 10 марта 1940 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Из «Письма правительству СССР» Михаила Булгакова от 28 марта 1930 года: «Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298. […] Писали «о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы» («Комс. правда», 14/X-1926г. ). […] Я не доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым поручен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать. И я заявляю, что пресса СССР совершенно права. […] Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу. Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера. Я именно и точно и подчеркнуто прошу о категорическом приказе о командировании, потому что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен СССР как исключительно квалифицированный специалист, потерпели полное фиаско. Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг […] Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр — в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь надолжность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, — нищета, улица и гибель.»
Среди произведений — пьесы, романы, повести, рассказы, фельетоны, очерки: «Наброски земского врача» (1919; ранняя редакция цикла «Записки юного врача»), «Самооборона» (1920; пьеса-юмореска в одном действии; премьера — 4 июня 1920 на сцене Первого Советского театра Владикавказа), «Братья Турбины («Пробил час»; 1920; драма; премьера — 21 октября 1920 в Первом Советском театре Владикавказа), «Багровый остров» (1924, постановка 1928, комедия), «Дьяволиада» (1925, сборник сатирических рассказов), «Роковые яйца» (1925, опубликована в 1987, сатирическая фантастическая повесть), «Собачье сердце» (1925, опубликована в 1987, сатирическая фантастическая повесть), «Записки юного врача» (1925-1926), «Белая гвардия» (1925-1927, роман), «Дни Турбиных» (1925-1927, пьеса по мотивам романа «Белая гвардия», поставлена в 1926), «Рассказы» (1926, сборник сатирических рассказов и фельетонов), «Трактат о жизни» (1926, сборник сатирических рассказов и фельетонов), «Зойкина квартира» (постановка 1926, комедия), «Бег» (1926-1928, пьеса поставлена 1957), «Мастер и Маргарита» (1929-1940, опубликован в 1966 — 1967, философский роман), «Кабала святош» («Мольер», 1930-1936, постановка 1943, историческая драма), «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933, опубликована 1962, биографическая повесть), «Последние дни» («Пушкин», 1934-1935, постановка 1943, историческая драма), «Театральный роман» («Записки покойника», 1936-1937, опубликован в 1965, не окончен, ироническая парафраза истории МХАТа 1920-х годов).
|