В Москве презентовали балет «По ту сторону греха» по «Братьям Карамазовым»
На сцене Большого театра состоялась премьера постановки Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха». Взяв за основу роман Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», режиссер решил обратиться к современной молодежи, куда более прямой, агрессивной и раскованной, чем современники классика.
Эйфман не скрывает, что многие подростки и представители креативного класса Достоевского не читали, поэтому балет максимально иллюстративен – в нем отражена окружающая действительность и «надрывно-болезненная сущность», характерная для произведения Федора Михайловича. Впрочем, критики не скрывают, что пластический накал, откровенное хватание Грушеньки за ягодицы, пляски Федора Павловича с блудницами и другие откровенные сцены, усиленные вспышками стробоскопов, могут быть не поняты приверженцами традиционности в балете.
Отдельного упоминания, по мнению сайта «Новости литературы», заслуживает вплетенная в ткань балета легенда о Великом Инквизиторе: в роли Христа здесь показан Алеша, а противопоставляется ему Иван, движения которого подкреплены кордебалетом – послушным народом в рваных серых робах. В качестве музыкальной основы взяты произведения композиторов-классиков, дополненные цыганскими напевами.
Отнестись к осовремениванию классических произведений в целом и балету «По ту сторону греха» можно по-разному, однако посмотреть его непременно стоит, хотя, конечно, возможностей у жителей столицы для этого немного – последний показ запланирован на вечер 3 октября.
|