Число 3 как феномен русской литературы -2
Спасибо читателям за быстрый ответ на вопрос, заданный в предыдущем посте, о трех друзьях-поэтах, одновременно женатых на трех сестрах.
Elena Dulcie: Державин, Н.А. Львов, В.В. Капнист на трех сестрах Дьяковых из дворянского рода.
Совершенно верно, Гавриил Державин вторым браком был женат на Дарье Дьяковой, породнившись, таким образом, со своими друзьями-поэтами Николаем Львовым и Василием Капнистом, женатыми, соответственно на Марии и Александре Дьяковых. Были они дочерьми сенатского обер-прокурора, статского советника Алексея Афанасьевича Дьякова.
Однако же все названные персоналии заслуживают более подробного рассказа. И начнем, благословясь, с Гавриила Романовича.
Что знают о поэте Державине современные читатели? Ну, имя, пожалуй, слышали – даже в школьный курс входит, даже в программу ЕГЭ по литературе. Ну, был такой, «старик Державин», который заметил Пушкина, «в гроб сходя», и даже в этом состоянии умудрился его сотоварищи благословить. А в общем, что-то пафосно-одическое и нудно-наставительное в духе классицизма. Между тем биография Державина читается как увлекательнейший авантюрный роман.
Семейное предание гласит, что первое слово, произнесенное потомком татарских мурз, мелкопоместным дворянином Гаврилой Державиным, было слово «Бог». Да при том было младенцу не больше года, и произнес он это слово, глядя на хвостатую комету, что явилась на небе в 1744 году.
Еще в ранней юности судьба сыграла с мальчиком, очень рано лишившимся отца, весьма злую шутку. С бумагами казанских гимназистов, среди которых был и Гаврила Державин, произошла в Петербурге какая-то путаница, и обедневший дворянин вместо инженерного корпуса был записан солдатом в лейб-гвардии Преображенский полк. Рядовым! И это в то время, когда сынки дворянские, с рождения записанные в какой-либо полк, к своему совершеннолетию получали уже приличный офицерский чин. И пришлось Державину покинуть гимназическую скамью и тянуть солдатскую лямку, и жить в казарме, ибо по бедности не мог он даже снять себе квартиры.
И вот при таком-то начале карьеры завершил ее Гавриил Романович в чине действительного тайного советника, что соответствовало армейскому чину генерал-аншефа и флотскому адмиралу! Будучи при этом человеком кристально, чтоб не сказать – паталогически, если учитывать общероссийские традиции казнокрадства и мздоимства, – честным.
10 долгих лет был Державин рядовым и в этом звании участвовал в государственном перевороте 28 июня 1762 года, в результате которого вступила на престол Екатерина II. Позднее, уже выслужив офицерский чин, он принимал весьма деятельное участие в подавлении Пугачевского восстания.
Кстати, за время военной службы будущий великий стихотворец успел не только храбрость и предприимчивость проявить, но и впасть в обычный для российского литератора грех картежного азарта. Будучи очень и очень стеснен в средствах, проигрался однажды до последнего рубля, данного ему матушкой на счастье. Но смог остановиться, не тронул его и берег потом эту монету всю жизнь.
Уже значительно позднее, на статской службе, произошла с Гавриилом Романовичем история совершенно невероятная, но для него довольно характерная. В мае 1784 года он был назначен первым гражданским губернатором только что образованной Олонецкой губернии. Прибыв в Петрозаводск, Державин принялся проводить полезные и необходимые реформы: организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение — городскую больницу. Но со своей безусловной честностью и гражданскими добродетелями был он как кость в горле для местного чиновничества, и в конце концов вынужден был губернатор просто напросто сбежать (!), да еще и тайно, вместо с супругой в Петербург. Успев, правда, перед отъездом замечательно подшутить над местными казнокрадами, доведя прокурора чуть ли не до сумасшедшего дома.
Случилось быть в течение двух лет Гавриилу Романовичу личным секретарем Екатерины Великой, и это были бурные да года: с государыней они постоянно ссорились и опять мирились. Однажды, докладывая Екатерине по делу растратчика банкира Сутерланда, которое он лично расследовал, Державин так разгорячился, что накричал на императрицу, выбранил и даже дернул за одежду. Екатерина позвонила, вошел Василий Попов, бывший секретарь Потемкина.
— Побудь здесь, Василий Степанович, — сказала самодержица, — а то этот господин много дает воли рукам своим.
Заметим, однако, что на следующий день она извинилась первая!
Происходили с Державиным и истории вполне в гоголевском духе. Он был уже в отставке, ехал с супругою Дарьей Алексеевной в Малороссию, в гости к Капнистам. Поездка была долгой, со многими остановками, а на остановках не раз принимали его за тайного ревизора, ибо местные чиновники никак не могли поверить в то, что персона такого масштаба путешествует исключительно частным образом.
А умер Гавриил Державин чере два дня после того, как написал строки сколь гениальные, столь и горькие:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!
(обратите внимание на акростих)
Женат был Державин дважды – его первая, обожаемая, жена Екатерина Яковлевна, воспетая мужем под именем Плениры, умерла в возрасте 33 лет. О второй супруге поэта – Дарье Алексеевне Дьяковой – личности весьма интересной, читайте в следующем посте.
|