Аравинд Адига «От убийства до убийства». Фантом Пресс, 2010
Индийский писатель Аравинд Адига, получивший за свой дебютный роман «Белый тигр» Букеровскую премию, продолжает развеивать стереотипы, за годы и десятилетия накопившиеся вокруг да около Индии — одной из самых крупных, самых быстро развивающихся и прочих «самых» демократий современного мира.
В новой книге Адига фиксирует точку на осях времени и пространства: место – заштатный городок Киттур где-то на юго-западе страны, период – семилетие между убийством Индиры Ганди и её сына Раджива. Индия, в ХХ веке сделавшая огромный шаг вперед, в «глубинке» свой осталась всё той же замкнутой на себе культурой, с жесткой кастовой системой, с архаичным пренебрежением к жизни отдельного человека, с привычной нищетой – таков основной пафос Адиги. Типичная провинциальная жизнь в Киттуре течет неспешно и на первый взгляд бессобытийно, но за внешней безмятежностью – разумеется – происходят вещи страшные, трагические, но порой и лиричные. Книга, собранная из отдельных историй, каждая с самостоятельным сюжетом, собирается воедино благодаря не только общности места действия, но и то и дело напоминающим о себе персонажам, кочующим из рассказа в рассказ. Носильщик-пуштун, чуть было не связавшийся с мусульманским террористом; лавочник, арестованный за продажу «Сатанинских стихов»; шарлатан-аптекарь, столкнувшийся с необходимостью вылечить действительно больного человека; радикальный марксист, любитель Мопассана… Все эти образы, парадоксальные и достоверные, авторской волей Аравинда Адиги разворачивают перед читателем пеструю картину совсем неочевидной Индии.
Вероника Шарова
|