Йегуда Берг «Перезагрузка. Как победить депрессию при помощи каббалы»
Мелкие и не очень неудачи. Сложные отношения с детьми, супругами и друзьями. Сроки сдачи работы. Просто неприятный опыт. Вы поняли, о чем я. Хотите верьте, хотите нет, но именно эта борьба дает нам как раз ту пищу, которая нужна нам для трансформации своей личной боли в безусловную и неограниченную радость. Семя не прорастет без плодородной почвы. И прелесть в том, что все наши повседневные проблемы созданы, чтобы максимизировать наш духовный и эмоциональный рост.
Нет нужды говорить, что мы не всегда справляемся с повседневными барьерами с желаемым изяществом. Порой мы не оправдываем собственных ожиданий или ожиданий, которые другие возлагают на нас. Иногда нам кажется, будто мы потерпели неудачу, и, возможно, это чувство неудачи и есть первопричина нашей депрессии. Однако, согласно каббале, цель нашего человеческого существования отчасти состоит в падениях.
Что я подразумеваю под падениями? Падение – это слова или действия, причиняющие боль, – обман, бесчестность, сплетни о друзьях или родственниках либо неудачные решения, которые затрагивают других. Иными словами, падение – это ошибка, которую делает каждый человек. Да, каждый, даже великие каббалисты.
Хотя падать может быть неприятно, а порой и больно, в падении есть немало прекрасного, если наш выбор – учиться на своих ошибках и не зацикливаться на них. В этом случае падение дает нам реальную возможность расти и развиваться, а также становиться лучше, чем мы были. Это действительно единственный способ двигаться вперед.
Подумайте об этом. Эта мысль проста, однако в то же время она является одной из величайших известных мне истин, которую я узнал от своих родителей и которая резко изменила мою жизнь:
Каждый раз, когда мы падаем, а затем встаем, мы увеличиваем пространство для радости – или Света – в нашей жизни.
По сути, когда мы падаем, отряхиваемся и идем дальше, мы получаем больше Света, чем проявилось бы, если бы мы вовсе не падали. Перед лицом этого всемогущего Света тьма нашей депрессии рассеется. Истина состоит в том, что, если смотреть на собственные ошибки как на часть процесса роста, а не ждать от себя совершенства, понятия «неудачи» просто не будет. С точки зрения каббалы, ошибок нет, есть только возможности.
————————————————————————————-
Мы тщательно продумываем различные сценарии, основанные на произвольных значениях, которые мы приписываем тем или иным событиям. Если этот человек меня хвалит, значит, я, определенно, этого достоин. Если я это сделаю, значит, я успешен. Если я этого не сделаю, я, несомненно, неудачник. Разве вы не понимаете, что здесь имеет место деление только на черное и белое? Но ведь Творец видит в жизни не только черное и белое, почему же так должны поступать мы? Помните, что Свет содержит в себе все цвета радуги. Однако когда мы попадаем в ловушку черно-белого мышления по принципу «если, то», мы теряем из виду реальность, в которой живем и которая изобилует шансами и возможностями.
Ключ к избавлению от такого образа жизни лежит в полном изменении своего взгляда на встречающихся нам людей и происходящие с нами события. Что если, вместо того чтобы приписывать им те или иные значения, исходя из того, что мы считаем «хорошим» или «плохим», мы смотрели бы на все, что встречаем на своем пути, как на возможность, которая специально дана нам для проявления наших самых лучших качеств и для помощи в раскрытии нашего подлинного потенциала? Когда мы воспринимаем происходящее с нами таким образом, наша жизнь становится богаче, а события приобретают более глубокое значение.
Я уже не говорю о том, что наше отношение к себе перестает зависеть от внешних факторов. Когда мы строим отношение к себе, исходя из внешних событий или обстоятельств, уровень нашей самооценки ежесекундно меняется. Например, утром вас повышают в должности, вас начинать переполнять чувство собственной значимости, но в обед вас бросает любимый человек, и вы начинаете чувствовать себя непривлекательным, ненужным и недостойным любви. В тот же вечер ваш лучший друг заключает сделку о покупке новой квартиры, таким образом он возвращает вам часть утренней радости, но в то же время приносит чувство зависти и собственной никчемности. Но когда мы идем по жизни с горящим внутри нас Светом, мы смотрим на все события одинаково, – как на возможности. Это значит, что понятий «хорошего» и «плохого» как таковых для нас больше не существует. Мне вспомнилась китайская история о крестьянине, его сыне и белой лошади. Я повторю эту историю здесь для тех, кто ее не знает.
Жил когда-то бедный крестьянин. Он жил со своим молодым сыном на выселках, и была у него одна лошадь, на которой он пахал свое поле. Лошадь эта была великолепна – настолько, что однажды, когда мимо проезжал император, он предложил крестьянину за нее значительную сумму. Но крестьянин отказался ее продавать. В ту же ночь лошадь ускакала.
Наутро вокруг нашего героя собрались селяне, которые говорили:
— Какой ужас! Как же тебе не повезло! Теперь у тебя нет ни лошади, ни денег императора!
Крестьянин отвечал:
— Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моя лошадь ускакала, и я не получил денег от императора.
Прошло несколько дней, и однажды утром великолепная белая лошадь вернулась, приведя с собой шесть других прекрасных, но диких лошадей одна лучше другой, особенно если их объездить и выдрессировать.
Селяне снова собрались и сказали:
— Как здóрово! Как же тебе повезло! Ты скоро станешь очень богатым!
Крестьянин на это ответил:
— Может быть, это хорошо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моя лошадь вернулась и привела с собой шесть других лошадей.
Вскоре после возвращения лошади сын нашего крестьянина упал с одной из этих диких лошадей и сломал обе ноги.
Селяне опять собрались, и вот что они говорили на этот раз:
— Какое горе! Сам ты никогда не объездишь этих лошадей, и теперь никто не сможет помочь тебе с урожаем, вы разоритесь, а может быть, и вовсе будете голодать.
Крестьянин отвечал:
— Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что мой сын упал с лошади и сломал обе ноги.
На следующий день в деревню вернулся император. Теперь он вЕл своих воинов на жестокую битву с войском соседней страны, ему были нужны новые солдаты, большинству из которых суждено было погибнуть. На сына нашего крестьянина из-за его переломов никто не обратил внимания.
На этот раз селяне, которых переполняло чувство горя от потери собственных сыновей, прибежали к нашему герою со словами:
— Над твоим сыном сжалились! Тебе повезло! Хорошо, что он упал с лошади и сломал обе ноги. Он не умрет, как остальные парни из нашей деревни.
Крестьянин отвечал:
— Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моему сыну не пришлось идти за императором на эту битву.
Хотя история на этом заканчивается, нетрудно представить, что жизнь этого крестьянина так же протекала и дальше. Относясь ко всем внешним событиям одинаково и не приписывая дополнительного смысла каждому изгибу и повороту на своем жизненном пути, крестьянин держит свой Сосуд открытым для Света. Селяне же наоборот все так же позволяют каждому событию раскачивать их чувства, как порыв сильного ветра раскачивает ветку дерева. Если мы будем вести себя подобно селянам из этой истории, мы рискуем потратить драгоценную энергию на поиск «хорошего» или же чего-либо, что будет противодействовать «плохому». Именно постоянный поиск высот, радость достижения которых приносит лишь временное наслаждение, приводит нас к падениям.
Возьмем в качестве примера экономику. Представим, что во время каждого экономического кризиса государство принимает решение напечатать гору новых денег и раздать их всем нуждающимся. Что произойдет? Сначала все будут в восторге, потому что теперь у них будут деньги, хотя всего минуту назад они были нищими. Но что потом? При введении в обращение всех этих новых денег без поддержки сильной экономики стоимость товаров и услуг резко возрастет. К чему это всех приведет? К еще более трудному положению. Почему? Потому что теперь те же товары и услуги станут еще дороже, сделав истинную стоимость денег еще более низкой. Именно это происходит, когда мы пытаемся улучшить экономическую ситуацию – или свое душевное состояние – искусственными методами. В обоих случаях мы создаем временный, искусственный подъем, который в конечном итоге приводит к краху. С другой стороны, когда мы, идя по жизни, не определяем события как положительные или отрицательные, а просто принимаем их как есть, мы уничтожаем потребность в имитации подъемов или эмоционального наполнения. Вместо этого мы получаем именно то, что нам нужно, – радостную, счастливую, наполненную Светом жизнь.
Изменив свой взгляд на жизнь таким образом, мы получаем способность осознавать, что все происходящее с нами – даже «плохое» – на самом деле представляет собой путь к «хорошему». Потому, когда мы теряем работу, переживаем уход любимого человека или разбиваем свой автомобиль, мы можем, вместо того чтобы воспринимать эти события как неудачу, взглянуть на них так же, как будто бы мы нашли новую работу. Мы уже знаем, что, по сути, эти события способны дать нам еще более удачный шанс соединиться со Светом, если мы будем воспринимать их как возможность духовного роста.