Льюис Кэрролл «Алиса для малышей»
Адресовано каждой маме
У меня есть все основания полагать, что «Приключения Алисы в Стране Чудес» прочитали сотни английских детей в возрасте от пяти до пятнадцати лет, а также дети от пятнадцати до двадцати пяти лет и дети от двадцати пяти до тридцати пяти лет. Есть среди нас даже и такие дети, что устали от мрачных насмешек жизни с её горестями и мишурой, здоровье и силы которых слабеют, — и всё же они не дали иссякнуть источнику радости, что кроется во всех близких детству сердцах. Обойдём молчанием повесть о прошедших годах этих детей «определённого возраста» и предадим её почтительному забвению.
А теперь я мечтаю о том (возможно, я слишком многого хочу?), чтобы мою книжку читали дети от нуля до пяти лет. Читали?! Нет, конечно! Я хочу, чтобы её листали, ласкали, трепали, мяли и целовали эти крошки с ямочками на щеках, которые не знают грамоты и едва научились говорить, как надо, — те, которые весело шумят в детской, наполняя наши сердца глубокой радостью! Это напоминает мне об одной малышке, которую я знал когда-то. Ей внушили, что маленькой девочке достаточно одной вещи из всего, что только есть на свете, и что просить две булочки, два апельсина и так далее – значит навлечь на себя ужасное обвинение в жадности. И вот, проснувшись как-то утром в своей постельке, малышка села и, поглядев с серьёзностью на свои голые ножки, виновато прошептала про себя: «Жадина!»
От Пасхи до Вознесения, 1890
Глава 1
Белый Кролик
Жила-была девочка по имени Алиса. Как-то раз приснился ей удивительный сон.
Рассказать тебе, что ей приснилось?
Ну, слушай. Вот с чего всё началось.
Ей приснилось, что мимо бежит Белый Кролик — и очень куда-то торопится. Пробегая мимо Алисы, он вдруг остановился и вынул из кармана часы. Забавно, не правда ли?
Тебе когда-нибудь попадался Кролик с часами, да ещё и карманом в придачу? Конечно, если есть часы, то должен быть и карман, чтобы было куда их спрятать. Не носить же их во рту! Ведь лапки Кролику могут иногда и понадобиться — чтобы бежать, разумеется!
Посмотри, какие у него розовые глазки (по-моему, у всех Белых Кроликов розовые глазки), и розовые ушки, и коричневый пиджачок! А из кармашка выглядывает красный носовой платок, видишь? И голубой галстук, и жёлтый жилет — ну просто загляденье!
— Ах, боже мой, боже мой! — бормотал Кролик. — Я так опаздываю!
Интересно, куда это он опаздывает? А вот куда: ему нужно навестить Герцогиню (ты её скоро сам увидишь, она сидит у себя на кухне). Герцогиня — ужасно сердитая старая дама, и Кролик знает, что она очень разозлится, если ей придётся его ждать. Вот почему бедняжка так взволнован. Посмотри, он весь дрожит! (Ну-ка, потряси книжку — и ты поймёшь, как он трепещет!) Он боится, что Герцогиня в наказание велит отрубить ему голову.
Именно так поступает Червонная Дама, когда она на кого-нибудь сердится (есть такая карта Червонная Дама, её ты тоже скоро увидишь на картинке). Она то и дело велит отрубить кому-нибудь голову и думает, что её солдаты так и поступают, хотя они никогда этого не делают.
Белый Кролик убежал, а Алисе захотелось посмотреть, что с ним будет дальше. Вот она и побежала за ним. Бежала-бежала — и вдруг свалилась в кроличью нору!
Падала она страшно долго. Вниз, вниз, вниз… Алиса уж стала думать, а не пролетит ли она всю землю насквозь? Возьмёт вдруг и выскочит с другой стороны! И что тогда?
Нора походила на очень глубокий колодец — только воды в нём не было. Если бы кто-нибудь туда и вправду упал, то наверняка бы разбился! Но падать во сне совсем не опасно: это только кажется, что ты падаешь, а на самом деле ты лежишь себе в целости и сохранности и крепко спишь!
Впрочем, и это ужасное падение наконец кончилось, и Алиса шлёпнулась на груду сухих листьев и веточек. Но она совсем не ушиблась, вскочила и снова бросилась за Кроликом.
Так начался её удивительный сон. Если тебе когда-нибудь встретится Белый Кролик, значит, и ты тоже, как сейчас наша милая Алиса, видишь удивительный сон.