Ольга Соломатина «Писать легко»
Отрывок из главы «Социальные сети. На самом интересном месте»
В марте 2007 года в команду Обамы пришел писатель и режиссер-документалист Сэм Грэм-Фелсен. Он должен был рассказывать истории и вести блог в рамках предвыборной кампании.
Прежде чем засесть за писанину, Сэм много встречался со сторонниками Барака Обамы. Режиссер слушал, о чем они мечтают и чего ждут от кандидата в президенты. В итоге многие из услышанных Сэмом рассказов были использованы им в самой разной форме — от электронных писем до видеоматериалов.
В результате команде Обамы удалось собрать через социальные сети пять миллионов сторонников. Они разослали миллиард электронных писем и текстовых сообщений (было набрано целых три миллиона постоянных подписчиков, которым высылали эсэмэски).
В день выборов через Twitter сторонники Обамы рассылали бесплатные номера телефонов и информацию о ближайших участках для голосования или работе для волонтеров. На сайтах в тех штатах, где конкуренция между кандидатами была особенно высока, пользователям рассылали адреса пяти их соседей и просьбу постучаться к ним или позвонить по телефону и пригласить на выборы.
Обычно в ходе выборов кандидаты устраивают ужин с людьми, которые внесли наибольшие суммы в поддержку предвыборной кампании. Обама же ужинал с добровольцами, которые внесли не крупные денежные взносы, а наиболее мощный вклад в агитацию. Эта встреча транслировалась в прямом эфире. Естественно, через социальные сети, а не телевизионные каналы. Возможно, вы спросите, какое отношение предвыборная кампания далекого американского президента имеет ко мне и к моим постам в социальных сетях? Моим экспертным колонкам в СМИ?
Если вы используете прессу и социальные сети для работы, то поймете — самое прямое. Чтобы стать экспертом в своей области, достигать своих целей с помощью медиа и в итоге получить деньги и власть, мало просто хорошо писать. Нужно уметь построить стратегию продвижения себя, своих услуг, товаров или бренда.
Многие компании путают социальные сети с мегафоном, в то время как их скорее можно сравнить с многоканальным телефоном. Это ваше собственное средство массовой информации.
Ваша политика в социальных сетях
Журнал или газета не могут существовать без редакционной политики и планирования. Ими вам предстоит заняться, прежде чем вы начнете сочинять и публиковать авторские материалы и посты.
Если сформулировать четыре принципа успешной кампании Барака Обамы в социальных сетях, то звучать они будут так:
• Рассказывайте истории, которые вызывают чувства.
• Сочувствуйте. Проникнитесь тем, что волнует вашу аудиторию. Какое отношение это имеет к вашей кампании?
• Будьте искренни. Ваши эмоции заразительны, и аудитория легче проникнется вашими идеями.
• Распространяйте информацию через разные медиаресурсы. Писать для социальных сетей следует по тем же правилам, по которым пишут экспертные или авторские колонки.
• В колонке должна быть одна мысль; если их две, пусть это будут две отдельные колонки.
• Эта мысль должна быть настолько проста, чтобы ее можно было сформулировать в одном предложении.
• Эта мысль может быть по-хорошему провокационной, если окажется спорной, острой, не за мир во всем мире — лучше всего.
• Эта мысль должна иллюстрироваться какими-то жизненными примерами.
• Из этой мысли должны следовать выводы, полезные на деле.
Начало и финал
Первое предложение или заголовок авторской колонки важны, как ничто иное. От выбранных вами слов зависит, захочет ли читатель тратить время на чтение ваших текстов, сможете ли вы убедить его приблизить вас к достижению цели. В то же время недопустимо жертвовать здравым смыслом в угоду хлесткости. Заголовок ≪Президент погиб≫ недопустим, если речь в заметке идет о президенте Анголы.
Созданию эффектных финалов можно поучиться у телевизионщиков.
Задумывались ли вы о популярности сериалов? Обратите внимание, когда будете смотреть новые серии: самое интересное происходит обычно в конце. Зрителей ≪подвешивают на крючок≫ любопытства. Незавершенность истории заставляет включать телевизор снова и снова.
О чем ваш сериал? Помните ли вы при написании своего сценария, что лучшие книги — те, в которых мы читаем свои мысли? Аудитория пойдет за вами, если ваши аргументы будут ей близки. Хорошо ли вы изучили своих клиентов и заказчиков?