Робин Берман «Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка»
Дети от Prada
Вправду ли это состязание между людьми? И оно идет повсюду?
Надо ли мне размяться и сделать растяжку?
Нужен ли мне собственный тренер и своя дорожка?
Или просто достаточно сделать все, что я смогу?
Не важнее ли это, чем победить соперников?
Не получится ли так, что, оглядываясь назад,
Я буду судить о результате только по тому, помог ли я кому-то еще?
Джейми Ли Кертис. Вправду ли это состязание между людьми?
(Is There Really a Human Race?)
Как-то раз мне позвонил мужчина, дочь которого приняли в «очень модный детский сад». Поскольку, как выяснилось, она была младше потенциальных одногруппников, он просил у меня совета: стоит ли подождать годик, или все-таки ей лучше начать ходить в садик с осени? Он был очень взволнован, и я не могла не спросить его, из-за чего он так переживает. «В конечном счете, из-за мысли, не повлияет ли мое решение на то, станет ли она в будущем стриптизершей или поступит в Йель», — признался он.
Мы оба засмеялись, понимая, что за этой шуткой кроется вполне реальная тревога. Для современных родителей любое решение оборачивается настоящей мукой. Каждый шаг должен быть тщательно взвешен, любая ошибка исключена — чтобы, не дай бог, на самой ранней ступеньке не лишить чадо шансов на попадание в список Fortune 500 или в компанию суперзвезд НБА. Мы явно переоцениваем собственное могущество.
Сегодня родительское беспокойство такого рода — явление массовое и повсеместное. Мы находимся в плену иллюзии, будто способны по собственному вкусу создать будущее наших детей. Увы, близорукость, с которой мы обращаем внимание лишь на их достижения, мешает разглядеть лучшее, что в них заложено. Мы так увлечены собственными целями, что не обращаем внимания на их реальные потребности.
Но если родители постоянно подчеркивают важность успехов, дети могут начать воспринимать успешность как условие любви. А если ребенок считает, что его будут любить лишь при определенном условии, это не даст ему полностью ощутить себя любимым.
Женщины, которые, состоявшись в своей профессии, посвятили себя материнству, и их мужья, также отличные профессионалы, стремятся и в семье придерживаться «критериев качества», к которым привыкли в работе. Между тем эти две сферы жизни требуют совершенно разного подхода. Те качества, которые позволили вам добиться успехов в карьере, противоречат самой сути детства. Ключевые слагаемые профессионального успеха — распорядок, конкуренция, дисциплина, оперативность. Детство же медлительно и беспорядочно, оно не знает графиков и контрольных сроков. Пытаясь общаться с ребенком по законам офиса, вы лишаете себя возможности испытать удовольствие от родительства. Воспитание превращается в проект, переставая быть просто человеческими отношениями. Главным становятся достигнутые результаты, а не любовь к ребенку и его беззаботное детство.
Определяя успех полученными оценками и заработанными призами, мы мешаем естественному развитию ребенка. Мы рисуем парадный портрет ребенка для внешнего мира в ущерб его истинному внутреннему «Я». Вместо того, чтобы воспитывать в ребенке адекватную самооценку, мы превращаем его в неустойчивую личность с большим самомнением.
И в итоге все наши усилия идут лишь во вред.
Мы все виноваты в том, что слишком многого требуем от наших детей. Мы утверждаем, что желаем им только счастья, но на самом деле мечтаем, чтобы
они были счастливы в соответствии с нашим представлением об успехе.
Руководитель начальной школы
Ребенок по природе своей не в состоянии выдержать такое напряжение. Я испытываю искреннюю жалость ко всем чистым душам, ставшим жертвами этого слишком раннего стресса.
Родители, ни на секунду не отпускающие ребенка, руководящие каждым его шагом и перегружающие его многочисленными занятиями, кажутся по-настоящему заботливыми.
Но помните: сосредоточившись исключительно на достижениях, мы рискуем упустить самую важную часть воспитания — установление подлинного контакта с ребенком.
В прежние времена детей видели, но не слышали. Сегодня же мы не только прислушиваемся к ним, но и не отпускаем их от себя ни на шаг — и все-таки не видим их по-настоящему. Современные родители мечтают об идеальном ребенке. Можно иметь обувь от Prada — но современные родители хотят заполучить еще и детей от Prada.
Лизетт Дэйвисон, детский психотерапевт
Тратя массу времени на то, чтобы вырастить из ребенка совершенство и обеспечить ему конкурентные преимущества в большом мире, мы приносим в жертву его душевное здоровье. Ставить для ребенка высокую планку — отличная идея, но чрезмерное беспокойство за результат лишь порождает тревожность. Давайте вернем детям детство! Наша безусловная любовь и душевный контакт — самое ценное, с чем они могут выйти в большую жизнь. Но современное поколение родителей путает любовь с избыточной заботой.
Детям требуется не внимание, а любовь.
Зигмунд Фрейд
Чрезмерная забота в своих крайних формах превращается в нарушение личных границ. Вмешиваясь в каждый шаг ребенка, вы не даете ему научиться действовать самостоятельно.
Если вы исправляете ошибки в его работах или изо всех сил пропихиваете его в спортивную команду, он никогда не научится делать что-либо самостоятельно и не сможет понять, к чему у него лежит душа. Уверенность в себе сегодня кажется принадлежностью к иной эпохе, и все же она никогда окончательно не выйдет из моды. Она необходима для развития ребенка — как и умение справляться с трудностями. Но мы сначала выносим эти качества за рамки уравнения, а потом бросаем детей в омут напряженных учебных и спортивных занятий, создавая все условия для постоянной тревоги и срывов.
Мы заставляем их напрягать силы в попытках контролировать то, что невозможно поставить под контроль. Мы находимся в плену заблуждения, считая, будто в состоянии построить для ребенка идеальное, с нашей точки зрения, будущее.
Наши усилия напоминают поведение до смерти испуганного авиапассажира: он не понимает, что, изо всех сил сжимая ручки кресла и упираясь в пол ногами, он при всем желании не сможет помочь самолету совершить благополучную посадку. Эта аналогия во многом напоминает будущее наших детей. При всех ваших стараниях он, возможно, не сможет поступить в колледж, о котором мечтает, — или о котором мечтаете вы. Множество выпускников ежегодно проваливают вступительные экзамены. Очень немногие талантливые студенты получают стипендию на обучение. Еще меньше спортсменов, блиставших в школьных командах, попадают в команду колледжа и уж тем более становятся профессионалами. Так что приложите максимум усилий к выполнению самой важной задачи — установлению любящих и доверительных отношений с ребенком и воспитанию достойной личности.
ОБРАЗОВАНИЕ ОТ PRADA
Многие из нас, кажется, выполняют родительские обязанности под воздействием стимуляторов. Мы так волнуемся о каждом своем шаге, что готовы разглядеть истоки трудностей при получении высшего образования в проблемах эмбрионального развития.
Я считаю себя плохой матерью. Когда я была беременна, я ни разу не давала своему ребенку слушать музыку. Я как-то прочла в Интернете, что можно стимулировать развитие ребенка и даже повысить его интеллект, если во время беременности слушать расслабляющую музыку. Я чувствую себя виноватой из-за того, что не делала этого для своего малыша.
Мать годовалого ребенка
Матери начинают чрезмерно волноваться еще до рождения ребенка. Многие из них при этом не догадываются, что их повышенная тревожность создает дополнительные риски для развития эмбриона, а впоследствии и младенца. В Центре женского здоровья Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе мы занимаемся лечением депрессии и тревожности у беременных, чтобы эти расстройства настроения не повлияли негативно на здоровье эмбриона. Если женщина сумеет справиться со своим беспокойством, это окажется куда более полезным для ребенка, нежели знакомство с музыкой Моцарта — как в период внутриутробного развития, так и после рождения.
Но тревожность сегодня считается нормой, и родители переживают, что не дотягивают до общего уровня. Начинается все с музыки во время беременности, затем в ход идут карточки с картинками и буквами и обучающие видеоролики, которыми в изобилии пичкают младенцев. Увы, уверенность в том, что просмотр видеороликов благотворно влияет на интеллект, никак не подкрепляется научными данными. На самом деле педиатры рекомендуют до двух лет вообще не подпускать детей к голубому экрану (а на мой взгляд, и в два года делать это еще рано). Нейроны в мозге ребенка стимулируются в те моменты, когда он взаимодействует с родителями. Живо реагируя на потребности младенца — отражая его эмоции, агукая с ним, лаская его, — вы стимулируете его мозг сильнее, чем это может сделать безответный экран. Мы находимся в плену неверных представлений о том, как в действительности проходит обучение в первые годы жизни ребенка. Опыт общения с людьми, при котором работает весь спектр чувств, всегда будет действеннее любого коммерческого продукта. Это про-сто самообман — внушать себе, что наша главная родительская задача в том, чтобы обеспечить ребенку наилучшее образование. Ведь главная родительская задача в другом — в создании безопасной, наполненной любовью связи с собственными детьми. А уж эта связь обеспечит раннее развитие интеллекта.
К сожалению, индустрия подпитывает наши ошибочные представления и играет на родительских опасениях. Реклама коммерческого учебного центра красочно изображает, как во время школьных каникул информация выплескивается из головы ребенка. Мораль: забудьте о катании на велике и купании в озере! Летом ребенок должен заниматься зубрежкой, иначе у него из головы вылетит все выученное за год! Странно, что в медицинском колледже я ни разу не слышала о дырке в мозге, через которую могут вывалиться знания.
Главный двигатель наших родительских усилий — страх, а не уверенность. Маркетологи, как могут, используют это, превращая обычное воспитание детей в череду препятствий.
Обратите внимание на довольно нескромные названия неко-торых обучающих центров:
«Шаг вперед» — никто не захочет оказаться на шаг позади, ведь правда?
«Первый ученик» — неужели вы согласитесь стать вторым? О, нет!
«Хороший старт» — вы же не желаете, чтобы ваш отпрыск стартовал плохо?
Многие родители грудничков жалуются мне: «Я боюсь, что если не заниматься всем этим, мой ребенок окажется в числе отстающих». Отстающих — в чем? Придите же, наконец, в себя! Ваш ребенок пока еще спит в пеленках! Все учителя, с которыми мне доводилось беседовать в ходе работы над книгой, жаловались на завышенные ожидания большинства родителей, которые, вопреки реальности, надеются, что их дети будут демонстрировать отличную успеваемость буквально с первых шагов.
Дети — это не маленькие идеальные люди, и они не в состоянии уже во втором классе быть готовыми к поступлению в колледж.
Учитель начальной школы
Сегодня детский сад — это почти уже начальная школа, а старшие классы — почти университет… Это же безумие! Родители хотят, чтобы их дети были круглыми отличниками, и впадают в панику, когда что-то не получается. Неужели все эти родители сами учились только на пятерки? Или, может, их учителя все как один получали исключительно отличные оценки?
Мы хотим от детей слишком многого… Нам, например, пришлось пригласить в школу психолога, который учил педагогов работать с проявлениями тревожности, с которыми мы постоянно сталкиваемся…
Учитель начальной школы
Избыточное напряжение, постоянный стресс вредят и взрослым — что уж говорить о растущих организмах! С точки зрения медицины, стресс заставляет организм запускать реакцию «бей или беги». При ощущении опасности ваша симпатическая нервная система начинает усиленно вырабатывать адреналин и кортизол. Сердце бьется сильнее, кровяное давление повышается, мышцы напрягаются — организм готов спасаться бегством от смертельной опасности. Очень полезный механизм — на случай, если вам потребуется убежать от медведя.
А вот при подготовке к экзаменам подобные реакции, мягко говоря, мешают.
Стресс влияет и на тело, и на разум, вне зависимости от того, была его причина физической или психологической. Легкий стресс может помочь прыгнуть выше головы, но хронический, ежедневный стресс действует на организм разрушительно. Он может даже заставить ваш мозг уменьшиться в размерах — точнее, одну его часть, гиппокамп, отвечающую за память. От стресса появляются головные боли, развивается язва, снижается иммунитет, проявляются аутоиммунные заболевания и многие другие проблемы со здоровьем. Кроме того, стресс усугубляет любое психическое заболевание.
Разумеется, мы не желаем всего этого для нашего ребенка, всеми силами заставляя его хорошо учиться. Но мы должны действовать осторожно, не превращая детей в подопытных обезьян.
Иногда мне кажется, что родители считают меня супергероем или роботом. Меня постоянно заставляют добиваться совершенства во всем.
Старшеклассник
Я скоро заканчиваю школу и чувствую, что трачу массу времени на профориентацию, подготовку к колледжу и участие в разнообразных мероприятиях не потому, что мне это приятно, а потому, что в будущем это может понравиться кому-нибудь в приемной комиссии.
Выпускник
Родители слишком много думают об учебе своих детей. Вот вам пример: одна мать пригласила другую поужинать вместе. Но ее подруга ответила: «Было бы здорово, но, к сожалению не смогу: мы сейчас подаем документы в колледж — нет ни секунды свободной!» «Кто это — “мы”?» — подумала первая мать.
Еще одна мамочка позвонила профессору права, чтобы пожаловаться на успеваемость сына. На юридическом факультете университета! Интересно, экзамен на право заниматься адвокатской практикой сынок тоже будет сдавать при ее деятельном участии?
Мы приучаем детей к мысли, что мы им необходимы, что без нас они ни с чем не справятся. Так мы делаем их зависимыми. Когда родители слишком деятельны, сам ребенок делает гораздо меньше, чем следовало бы. Если мамочка обсуждает твою оценку с учителем, а папочка сражается с вопросами к контрольной, ты не научишься решать проблемы сам.
Детям необходимо учиться действовать самостоятельно. Когда родители делают все за своих чад, тем самым они превращают их в психологически нестойких людей. Не надо спешить им на помощь на каждом шагу!
В последние 10 лет мне приходится выступать перед родителями вновь поступивших учеников, умоляя их не вмешиваться в дела детей. Я объясняю им: «Я сделаю из ваших мальчишек мужчин — но только если вы дадите мне такую возможность! Не пишите писем учителям. Не исправляйте их работы. Давайте договоримся не ограждать детей от того жизненного опыта, который и дает им возможность закалить характер!»
Учитель католической школы
Вместо того чтобы помогать ребенку стать сильным, мы нянчимся с ним, как с младенцем, — и делаем его инфантильным. А после этого ждем, что дети будут вести себя, как маленькие взрослые! Мы давим на них все сильнее, не позаботившись о том, чтобы воспитать в них психологическую устойчивость, которая позволит справиться с напряжением.
Как они потянут три факультативных курса, если мы не даем им самостоятельно пережить то, что в порции мороженого есть кусочек бисквита!
Вот вам поучительная история. Недавно ко мне на прием пришел настоящий «ребенок от Prada». Родители Стейси дали ей все возможные «преимущества»: с ясельного возраста она занималась с бесчисленными учителями, ходила на всевозможные развивающие занятия и, разумеется, была окружена постоянным вниманием.
«Насколько я помню, всерьез я ощутила беспокойство классе в пятом, — рассказывала она. — Но родители так гордились моими оценками и успехами в плавании, что мне не хотелось огорчать их своими тревогами».
При помощи родителей и легиона репетиторов Стейси удалось добиться приглашения в один из самых престижных в стране университетов Лиги Плюща. Ко мне она попала после того, как из-за измучившей ее тревожности и депрессии она вынуждена была бросить учебу.
Избыточное напряжение приводит к результатам, обратным тем, о которых мы мечтаем. Депрессия, тревожность, химические зависимости, попытки самоубийств среди под-ростков сегодня встречаются все чаще. Все больше родителей обращаются за помощью к психотерапевтам. В подобных случаях я предлагаю для начала изменить условия жизни ребенка: снизить учебную нагрузку, увеличить количество свободного времени и уделить особое внимание семейному общению. Эти меры помогут ребенку обрести равновесие, которое ему так нужно.
Но к сожалению, вместо того, чтобы пересмотреть свои приоритеты и докопаться до первопричины стресса, многие школьники и их родители хотят, чтобы им просто прописали препараты — даже когда лекарственная терапия им совсем не показана. К примеру, у человека, страдающего СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), стимулирующие препараты могут кардинально изменить качество жизни.
Но сегодня многие просят врачей назначить им препараты, применяемые при СДВГ, в качестве «таблеток для учебы». И здесь мы должны твердо установить границу дозволенного.
Как рассказали мне студенты, вечерами в любой университетской библиотеке Восточного побережья стимуляторы можно запросто приобрести по восемь долларов за таблетку. Один студент в красках расписал мне их действенность: «Да, ребята торгуют ими в библиотеке. Я уже на выпускном курсе и никогда не пробовал наркотики и не принимал никаких лекарств.
Но у нас шли итоговые экзамены, я по-настоящему вымотался, так что все-таки приобрел у них одну пилюлю. Это было потрясающе! Я слился с учебником в единое целое, я без проблем занимался до трех утра, после чего чувствовал себя совершенно бодрым и невероятно сконцентрированным. Я без проблем сдал химию и подумал: “Ничего себе! Если бы я принимал их всю дорогу, я бы точно получил диплом с отличием!”» Я поинтересовалась, как студентам удается с легкостью добывать столь сильные стимуляторы, как «Аддерал». Он рассказал, что студенты ищут симптомы СДВГ в интернет-поисковиках, затем жалуются на них врачу, — и тот выписывает таблетки. По его словам, студенты относятся к приему подобных лекарств и к их продаже как к чему-то само собой разумеющемуся.
За четыре года учебы в колледже почти две трети студентов получали предложение о том, чтобы использовать стимуляторы, отпускаемые по рецептам, для немедицинских целей.
Статья «Немедицинское использование стимуляторов, отпускаемых по рецептам, среди студентов колледжей»,
Journal of American College Health, март 2012 г.
Между тем злоупотребление рецептурными препаратами — это не пустяк. Стимуляторы могут вызывать тревожность, резкие перепады настроения, усиленное сердцебиение, снижение аппетита, проблемы со сном. Прежде чем выписать пациенту стимуляторы, врачи тщательно изучают его историю болезни и иногда рекомендуют до начала приема пройти дополнительное обследование, чтобы убедиться в отсутствии сердечно-сосудистых заболеваний. Между тем в университетской библиотеке аппарата для снятия кардиограммы, я уверена, не найти.
Стимуляторы повышают уровень допамина в мозге, а его избыток может вызвать психоз. Психоз — это разрыв с реальностью. И если мы используем подобные препараты в немедицинских целях, должно быть, наша культура, наш социум и впрямь оторвались от реальности! Стимуляторы снижают аппетит и потребность в сне — двух ключевых компонентах, необходимых для здоровья растущего организма. Из-за них вы можете «лишиться» двух с половиной сантиметров роста! Использовать эти таблетки, чтобы поступить в колледж или успешно учиться в нем, недальновидно и безответственно.
К сожалению, студенты об этом не думают. Я спросила студентку выпускного курса колледжа Гамильтона, волнуют ли их опасные последствия приема стимуляторов.
«Когда вы в последний раз видели студента, который принимает хоть какое-то решение, основываясь на том, что лучше для его организма?» — рассмеялась она.
Вот почему этим молодым людям необходимы родители, которые могли бы напомнить им о будущем и помочь не увязнуть в паутине наркотической зависимости.
Спортсмены, выступающие за наш колледж, регулярно сдают анализы на употребление стероидов. Неужели теперь нам нужно тестировать студентов в библиотеках и общежитиях, проверяя, не используют ли они незаконный допинг для того, чтобы добиться успехов в учебе?
Обеспокоенный отец
Как ни парадоксально, подобные «академические успехи» лишь подрывают самоуважение, которому мы стремимся научить детей. Представьте себе, насколько изломана психика молодых людей, если они считают, что могут достойно проявить себя лишь с помощью лекарственных препаратов!
Нам необходимо научить их полагаться на себя, а не на химические вещества. Как-то раз недавний выпускник колледжа в шутку попросил меня выписать ему стимуляторы. «Я так привык к ним за время учебы, — заявил он. — И как же вы теперь предлагаете мне выдерживать без них 12-часовой рабочий день?»
Этому необходимо положить конец.
Нам пора перестать копить баллы для будущих резюме наших детей и вновь научиться просто быть с ними рядом и получать удовольствие от общения. Покажите детям, как вы глубоко любите их и как безусловно принимаете, — и пере-станьте требовать от них достижений.
Вместо того чтобы вкладывать все силы в успешную учебу, мы должны научить детей получать удовольствие от процесса получения знаний. Пробудите в них дух первооткрывателей, дайте им возможность играть, исследовать и оставьте им время на то, чтобы помечтать.
При мне, выступая на конференции, китайский педагог Юн Чжао сказал, что по результатам тестов китайские студенты значительно опережают американцев. «Но в том, что касается инноваций и лидерства, мы все еще ждем своего Стива Джобса», — добавил он.
Другими словами, большие объемы домашних заданий, напряженный график учебы и механическое заучивание материала способствуют воспитанию рабочих пчел, но это не помогает вырастить будущего предпринимателя. А также не помогает добиться психологического благополучия ребенка.
Давайте не будем забывать: отличные оценки в экзаменационных ведомостях и сотни часов, потраченных на дополнительное образование, ничего не гарантируют. Они не гарантируют даже того, что в будущем вашему ребенку не придется проводить время на кушетке у психотерапевта. По всей стране психотерапевты принимают бесчисленных пациентов, биографии которых звучат как панегирики, однако эти люди ощущают себя совершенно опустошенными. Если бы награды и высокая успеваемость гарантировали достойную самооценку, множество моих коллег остались бы без работы. Нам необходимо перевести дух — и начать последовательно искоренять в себе установку «ах, только бы мой ребенок не оказался в числе отстающих!» Пусть дом станет пристанищем, где ребенок отдыхает от напряженных занятий в школе и в спортивных секциях, а не подвергается дополнительному давлению.
Мать двоих детей однажды заметила, что оба они относятся к себе чересчур серьезно. Оба слишком сильно критиковали себя за допущенные ошибки, в их поведении явственно проступали признаки перфекционизма. Обеспокоенная мать тут же организовала дома «Дурацкий клуб». Каждый вечер за ужином они на пару с мужем рассказывали о самых грандиозных ляпах, допущенных ими в течение дня. Вскоре к разговорам присоединились и дети. Они мерялись своими ошибками, выставляли друг другу оценки и в конце торжественно объявляли допустившего самый большой промах «Неудачником дня». Никто не мог сдержать смеха, когда дети с азартом бились за обладание этим почетным титулом. Позднее уже подросшие дети не захотели расставаться с «Дурацким клубом» и организовали его в собственных семьях.
Ваша готовность спокойно воспринимать допущенные ошибки дает детям свободу рисковать и пробовать что-то новое. Они знают, что, ошибившись, всегда могут отступить, чтобы потом двинуться на штурм новых вершин. Если вы считаете своей обязанностью постоянно подгонять и подталкивать детей вперед, попробуйте поучиться у этих родителей.
Они понимают, что во внутренней свободе и праве на ошибку нет ничего плохого.
Сегодня школа интересуется только результатами, только оценками, — и поэтому я пытаюсь помочь дочери, внушая ей, что важнее добиваться успехов в жизни, чем за партой.
Мать с Западного побережья
В детстве я целыми днями смотрел «Затерянных в космосе» — часами, серию за серией, бесконечно! А теперь я — нейрохирург.
Отец из Чикаго
Я стараюсь, чтобы мои дети были средними — не посредственностями, а обычными средними людьми. Когда все эти вундеркинды сойдут с дистанции, не выдержав напряжения, мои ребята как раз будут в самом начале пути.
Мать троих детей из Коннектикута