«Окно в Европу. От смуты до Петровских реформ. XVII — начало XVIII в.»
КАК СУДЬБА
Детство, отрочество, юность Петра, которого уже при жизни назовут Великим, наложили роковую печать и на облик будущего царя, и на весь ход его будущего царствования. Всем достоинствам и недостаткам личности Петра можно найти исток в том страшном и жестоком опыте ранних лет, с которым буйный сын «Тишайшего» царя вступал в жизнь.
Крепкий и рослый мальчик, необычайно живой и понятливый, он с самого своего рождения стал героем многочисленных народных сказаний, предвещавших его небывалую судьбу. В свои девять лет объявленный царем, Петр из‑за тяжелых придворных перипетий не получил такого традиционного образования, как его покойный брат царь Федор и царевна Софья. Приставленный к нему малообразованный подьячий Никита Зотов мало чему мог научить смышленого ребенка. Петр сам искал и находил себе нужных учителей, особенно по части военного дела и корабельных потех. Преодолев в себе детскую боязнь воды, он юношей начал осваивать науку мореплавания и судостроения, но до поры вызывал лишь пренебрежительные ухмылки своей сестры-правительницы Софьи и ее окружения…
Властолюбивая царевна явно недооценила способности своего младшего брата и ту угрозу, которую несли всему
старомосковскому укладу его воинские «потехи» в компании иноземцев из Немецкой слободы. Петру уже минуло
17 лет, он мужал, был полон сил, устремлений и желаний: наступало для него время возвратить власть, насильственно захваченную царевной Софьей.
…После устранения Софьи Петр не сразу принялся за все государственные дела. Он по-прежнему более всего интересовался военным и корабельным делами. Смерть в конце 1694 года горячо любимой матери, царицы Натальи, стала очередной тяжкой травмой для юного Петра. Теперь ему уже было 22 года, и он вполне самостоятельно взялся за дела государственного управления. Петр вступил во взрослую жизнь.
Но вернемся в то не слишком безмятежное время, когда юный Петр — нетерпеливый и энергичный, плохо воспитанный и любознательный, доверчивый и подозрительный, жестокий и щедрый — чинит ботики и ломает глобусы, заводит дружбу с иноземцами и раздает затрещины соотечественникам, выписывает себе обезьянок и
ученые книжки, работает до седьмого пота и… пьет до беспамятства…
Странный мальчик, отрок, юноша, рано повзрослевший, с удивительным упорством, с ошибками и потерями сам себя делавший правителем, он окажется способным сломать, перекроить весь прежний строй старой Московии. И сделать ее Российской империей.
Какой ценой? Об этом позднее.
По сию пору в науке, в общественном мнении и в культурной традиции России бытуют очень разные, а зачастую
прямо противоположные оценки личности Петра и его роли в истории России. И обращается большинство историков при этом, опять же, к детству будущего российского императора. Именно там начинается поиск корней такого явления, как Петр Великий. Понимание исторической психологии человека и эпохи — неплохой способ разгадать историческую загадку, которую этот правитель оставил потомкам.