Кэрол Флеминг «Говорите ясно и убедительно»
Глава 2 РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ РЕЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ
Концентрироваться на конкретных проблемах речи — довольно тяжелая работа. Высказывать смутное желание достичь каких-то неопределенных результатов — нет. В этой главе я дам вам пошаговые инструкции для решения конкретных речевых проблем. Выберите какую-либо цель в общении, значимую для вас. Если их несколько, то займитесь сначала одной из них, а к остальным потом можно будет вернуться.
Постарайтесь выяснить, как окружающие реагируют на вашу речь. До какой степени это совпадает с тем, как вы сами слышите себя? С одной стороны, многие люди сразу же начинают яростно защищаться от критики в свой адрес и нападать на критикующего: «О, он говорит, что я слишком громко разговариваю, просто потому, что хочет выжить меня из офиса!» Мне встречались люди, которые таким образом дискредитировали прекрасную обратную связь, которую они получали по поводу своего голоса.
С другой стороны, как только вы услышите запись своего голоса, многие проблемы станут очевидными. Очень часто людей шокирует запись их голоса. «О-о-ой, какой у-у-ужа-а-ас… я сам не могу разобрать, что я говорю! Так вот на что они постоянно жаловались!» Такое я часто слышала.
Однажды я услышала и такое: «Аамн’серно!» Как вы догадываетесь, человек пытался сказать: «А мне все равно!» Хотел сказать одно, а получилось совсем другое. В конце концов он понял, что нужно работать над артикуляцией.
Многим людям полезно лично пообщаться со специалистом в области культуры речи или логопедом. Если вам не даются какие-то звуки, имеет смысл обратиться к логопеду. Самостоятельно с такими проблемами, как правило, трудно справиться. Обратитесь в справочную службу, поищите в Интернете специалиста в вашем регионе.
Как я уже говорила, справиться со многими проблемами в речи можно благодаря специальным занятиям и прилагаемым усилиям. Именно этому посвящена книга. Когда приступите к работе по шаблонам из этой книги, помните вот о чем.
1. Любая новая манера речи сначала представляется странной (ненормальной, дикой и даже жульнической). Если вам так не кажется, значит, вы ничему новому не учитесь. Все новое первое время воспринимается как чудное.
2. Новая манера речи поначалу выглядит наигранной и напыщенной. Наберитесь терпения. Со временем все сгладится. Просто вы очень стараетесь.
3. Чтобы добиться настоящих изменений, нужно систематически тренироваться. Просто выполнив несколько новых действий, вы ничего не добьетесь. Пара штрихов ничего не изменит. На этом этапе многие начинают паниковать («Я пытался, но ничего не получается!»). Нужно осознанно и вдумчиво тренироваться снова и снова, чтобы обучение пошло легко и гладко. В течение нескольких недель тренируйтесь по несколько раз в день. Уделите этому столько времени, сколько нужно, ведь у каждого — свой темп обучения. Начинайте менять свои речевые шаблоны медленно и не ставьте перед собой сложных целей, то есть не нужно начинать с абзаца или длинного текста. Для начала начните с простого слова. Абзац или текст целиком требуют слишком большого внимания. Скорость можно наращивать лишь в том случае, если вы уверены, что усваиваете новую модель речевого поведения. Изменения в речи быстро не происходят, как гласит латинская поговорка — торопись медленно. Тренировка должна продолжаться от шести до двадцати минут. Если считаете, что вас могут отвлечь, — занимайтесь в другое время. Многие люди считают, что когда они ведут машину — это идеальное время для таких тренировок. Нет, это не так! Работа над шаблонами речи требует максимальной концентрации и сосредоточенности сознания. А за рулем вы должны быть внимательны и готовы быстро реагировать на изменения обстановки. Не надо смешивать эти два дела.
4. Понадобятся усилия, чтобы перенести новые навыки в реальную жизнь. Просто идеально повторять фразу, когда вы практикуетесь, — это одно, и совсем другое — сделать это в реальной ситуации общения. Как только вы заговорите с кем-то — просыпаются прежние шаблоны речевого поведения.
Постарайтесь найти возможность заговорить с кем-то, чтобы потренироваться «на нейтральной территории» с незнакомыми людьми (женщина в отделе деликатесов, продавец в обувном отделе или сотрудник информационной службы, с которым говорят по телефону). Общаясь с посторонними, вы не будете так волноваться, как при общении со своими знакомыми, с которыми у вас установились определенные отношения. Например, если вы отрабатываете правильное звучание р, то обратитесь к продавцу в отделе обуви: «Принесите мне другой размер!» — и заранее отработайте эту фразу.
Практиковаться с незнакомыми людьми очень важно. Если вы не сможете говорить правильно с незнакомцами, то с сослуживцами и знакомыми это тоже не получится. Если бы я работала с вами лично, то мы пошли бы погулять по вашему кварталу, заходили бы в разные магазины, чтобы вы могли потренироваться. Почему бы не сделать это, взяв с собой эту книгу, как будто я тоже иду рядом?
БЫСТРАЯ РЕЧЬ
Скорость вашей речи идеально соответствует вашему характеру, темпераменту и темпу жизни. Но если вы говорите слишком быстро, это приводит к проблемам в артикуляции — и людям приходится напрягаться, чтобы понять, о чем идет речь. Вы считаете, что говорите именно так? Давайте сделаем первый шаг, чтобы выяснить это!
Материал для чтения в рамке внизу представляет собой простой, не перегруженный информацией и эмоциями текст. Вам надо будет прочитать его с обычной скоростью — это необходимо сделать. Прочитайте этот отрывок вслух кому-то из близких друзей. Когда читают вслух, темп речи естественным образом замедляется; если вы прочтете отрывок очень быстро — значит, и говорите вы слишком быстро.
ОТРЫВОК ДЛЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЧТЕНИЯ
(из книги Джин Керр «У змеи есть все линии»)
Я никогда не беру с собой в самолет что-нибудь почитать: у меня такое чувство, что если я не буду постоянно начеку, бог знает что может случиться. Выбирая, где сесть, я разрываюсь между желанием сесть в хвосте (самое безопасное место, если разобьемся) и у окна, как велит мне мой гражданский долг, чтобы следить за работой двигателей. Некоторые пассажиры так беспечны — почитывают журналы, жуют бутерброды… а я сиди тут одна и часами присматривай за самолетом, нервно покачиваясь в кресле, сжимая подлокотники, не отвлекаясь ни на мгновение. А когда станет понятно, что происходит что-то не то, кто тогда задаст тот единственный верный вопрос, чтобы все стало ясно? Я, конечно. Нет, правда, такое чувство, что этим людям все равно — жить или умереть.
Теперь запишите на диктофон этот отрывок и прослушайте запись. Вам нужно ответить на два принципиальных вопроса.
1. Как это звучит? А еще лучше — попросите кого-нибудь прослушать запись и сказать, как это звучит. Мнение этого человека очень важно, потому что вы услышите только то, что хотели сказать, а он услышит то, что вы сказали на самом деле.
2. Сколько времени вы потратили на чтение? В этом отрывке 118 слов, и в идеале у вас должно уйти менее минуты на чтение. 155–157 слов в минуту — это отличная скорость для обычного разговора. К такому показателю нужно стремиться[1].
Если вы протараторили отрывок за 30 секунд, то это чересчур быстро для обычного человека. Нужно говорить медленнее. Чем сложнее содержание вашей речи, тем медленнее должен быть темп, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что вы говорите, — от 120 до 140 слов в минуту. «Сложнее» — это, конечно, относительное понятие. Если рассказываете что-то новое, говорите медленнее. Если материал выступления знаком слушателям или его содержание легко предсказать, можете говорить быстрее. Чем больше людей в аудитории (или чем больше сама аудитория), тем медленнее нужно говорить. Необходимо будет приспособиться к акустике зала и возрасту слушателей. У многих пожилых людей начинаются возрастные проблемы со слухом, и им понадобится больше времени, чтобы осмыслить содержание сообщения. Чем больше отвлекающих факторов и шума в аудитории, тем сложнее понять, о чем вы будете рассказывать. Обратите внимание, в каком темпе говорят другие люди, например радио- и телеведущие, и примите это к сведению. Возможно, вы объединитесь с другими людьми (особенно с родственниками), для которых быстрая речь — часть культуры. Это может оказать значительное влияние на вашу собственную скорость речи.
Если вы обнаружите, что говорите слишком быстро (об этом вам скажут или вы услышите это на аудиозаписи), то с этой привычкой придется расстаться. Подумайте о новой манере речи так, словно вы осваиваете незнакомый диалект, учите иностранный язык или исполняете роль в кинофильме. Думайте о новой привычке как о дополнении к вашему обычному стилю общения. Вот как можно освоить новые шаблоны речи.
Читайте контрольный отрывок снова и снова, пока не добьетесь правильной продолжительности примерно в одну минуту. Сделайте аудиозапись своего чтения. Снова и снова слушайте ее, привыкая к ощущению и звучанию этого нового темпа речи. Потратьте какое-то время на то, чтобы вжиться в новые ощущения.
Найдите другой материал для чтения, простой рассказ или описание, и постарайтесь прочесть его со скоростью 160 слов в минуту. Проверяйте, сколько слов в минуту вы произносите, и старайтесь точно укладываться в отведенное для отрывка время. Внимание: вы можете начать чтение в нормальном темпе, но потом увеличить скорость, если увлечетесь содержанием. Следите за этим. Качественная тренировка предполагает внимательное и обдуманное отношение; не отвлекайтесь от цели. Это особенно важно, когда речь идет о контроле скорости речи.
Прослушайте эту запись несколько раз, чтобы привыкнуть к темпу речи и ощутить его как комфортный для себя. Найдите еще какой-нибудь материал, сделайте несколько разных записей и прослушайте их.
Повторите темп аудиозаписей в обычной речи. Подумайте о чем-то простом и произнесите это вслух. Вы можете начать с отрывка, который заучили когда-то наизусть, чтобы потренироваться в темпе речи.
Сохраните запись такого отрывка у себя на телефоне, чтобы потом послушать и убедиться, что вы стали говорить медленнее.
Позвоните тому, кто слушал, как вы читаете первый контрольный отрывок текста, и прочитайте его снова, стараясь удерживать темп речи 160 слов в минуту. Записывайте и слушайте. Записывайте и слушайте. Записывайте и слушайте. Необходимо как следует целенаправленно потренироваться, чтобы такой темп стал для вас комфортным. Ваш успех полностью зависит от того, насколько осознанно вы тренируетесь.
Поработайте с темпом речи, общаясь с незнакомыми людьми. Звоните в справочную службу, задавайте вопросы продавцу или делайте заказ в ресторане. Если у вас будет достаточно подобной практики, у вас все начнет получаться в общении со знакомыми людьми.
Как только вы начнете увлекаться, прежний ускоренный темп речи вернется. Заставьте себя говорить в том темпе, в котором читали отрывки. Это будет ваше новое «говорение»: оно будет лучше звучать, будет более зрелым и будет внушать к вам уважение.
Я ДУМАЮ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ГОВОРЮ!
Некоторые люди говорят, что высокая скорость их речи — это попытка согласовать скорость речи со скоростью мышления. Видимо, они думают, что тот, кто медленно говорит, тот медленно думает. Это весьма распространенное заблуждение. В своей книге «Говорите ли вы по-американски?» Мак Нейл и Крэн цитируют высказывание человека, который считает, что речь южанина «слишком медленная, она похожа на пузырьки газа, пробивающиеся через болото. Думаю, что и его мозги работают так же». Позвольте мне заверить вас, что подобные заявления несколько безосновательны. А южноамериканский диалект является одним из самых распространенных в Америке, и ни малейших признаков его упадка не наблюдается.
Когда люди спешат — а у каждого это происходит по-своему, — у них возникают следующие проблемы с артикуляцией. Во-первых, артикуляция (работа органов речи при произнесении звука) срабатывает лишь частично. И во-вторых, их интонация становится смазанной из-за высокой скорости речи. Такого не происходит, если речь подстраивают под потребности слушателей. Обратите внимание на раздел «Как эффективно выразить свои мысли» (глава 4), где мы рассмотрим различие между самовыражением и общением. Во втором случае принимается во внимание, как сформулировать и артикулировать свое послание так, чтобы донести его до слушателя. В первом случае, откровенно говоря, этого не происходит. Ситуация особенно осложняется тем обстоятельством, что человек, говорящий очень быстро, не осознает возникающих проблем и не понимает, что слушателям трудно понять его. Он так торопится, что теряет чувство самоконтроля и игнорирует потребности слушающего.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ГОВОРИШЬ СЛИШКОМ БЫСТРО
Когда Фернандо наконец прислушался к жалобам коллег на то, что он так тараторит, что его не понять, он решил ответственно отнестись к ситуации и стал тренироваться под моим руководством. Он услышал, что проблема действительно существует, когда я записала его речь во время нашей первой встречи и дала ему прослушать. Если те, кто говорит быстро, хотят достичь изменений, им нужно помочь понять, как воспринимается такой темп речи. Как все, кто так говорит, он думал скорее о том, что говорит, а не о том, как говорить.
КАК МЫ ПРИСТУПИЛИ К РАБОТЕ
Я заводила с Фернандо разговоры на различные темы, и он постоянно сбивался на высокий темп, проглатывая при этом звуки. Тут я начинала нажимать на специальное устройство вроде метронома, которое издавало громкий щелчок, чтобы он пришел в чувство. Я заранее объяснила ему, что, услышав такой щелчок, он должен сделать паузу, собраться с мыслями, посмотреть мне в лицо и начать следить за тем, как он говорит. Ему необходимо было увеличить количество пауз в речи (с помощью господина Крокодила, как мы называли мое приспособление, издающее громкий щелчок), потом он должен был дождаться, пока я кивну, показав, что поняла его, и тогда он мог продолжить разговор. Фернандо просто зверел оттого, что ему мешали выражать свои чувства, призывая к порядку и заставляя учитывать интересы собеседника.
В случае с Фернандо было полезно записать его речь слово в слово и проанализировать, что он пытался сказать и сколько слов на самом деле произнес. Мы обнаружили много повторов и ненужных отступлений. Мы обычно перефразировали это сообщение, сокращая его до двух предложений.
Это стало его ежедневной домашней работой — делать аудиозапись своей речи, потом записывать ее слово в слово и перефразировать, получая более лаконичное высказывание. Именно этим мы занимались в паузах, перед которыми звучал щелчок. Вскоре при взгляде на это устройство Фернандо сам останавливался и корректировал темп речи. Так он научился концентрироваться и обращать внимание на то, как его слушают и понимают окружающие.
Фернандо утверждает, что у него остался неизгладимый след от наших занятий и что господин Крокодил снится ему в кошмарных снах. Но у него блестят глаза, когда он вспоминает об этом… и его речь замедляется.
ГРОМКАЯ РЕЧЬ
Те, кто слышит, как говорит Карина, мечтают узнать, где у нее находится регулятор громкости, чтобы убавить звука. Обычно она не разговаривает громко, но если нервничает, то, по ее собственному выражению, «включает мегафон», и тогда ее слышно на весь офис. Коллеги закатывают глаза, захлопывают двери и прячутся. Карину просто страшно слушать, от нее исходят угроза и агрессия. Вы думаете, что Карина в курсе? Нет! Она пребывает в полном неведении на этот счет.
«Не так уж и громко я разговариваю! Правда, это же нормально, когда немного расстроишься, если коллеги работают не так, как надо! Другие тоже громко разговаривают, и ничего!»
Карина ворвалась в мой в кабинет в бешенстве после того, как ее отправил ко мне начальник. «Слишком громкий голос» был лишь одной из ее многочисленных проблем, указанных в отзыве руководства.
Первая задача заключалась в том, чтобы Карина признала существование проблемы. Она понимала, что руководство ею недовольно, но, преисполнившись праведного гнева, она не могла объективно оценивать происходящее. Тогда я позволила себе заметить, что Карина производит впечатление незаурядной и содержательной личности и что я не удивилась бы, если бы узнала: напор ее личности кажется окружающим чересчур мощным, и они не всегда готовы принять это так, как Карине хотелось бы. После того как ее действиям дали новую оценку и проинтерпретировали их с новой точки зрения, Карина была готова по крайней мере к разговору о громкости ее речи.
Поскольку людям сложно осознать, насколько громко звучит их голос, я не говорю им об этом, а для наглядности использую регистратор громкости. Купите уровнемер в отделе электроники. Я ставлю между клиентом и мной этот прибор, устанавливаю его стрелку на среднем уровне громкости, чтобы клиент видел, как поблескивает кончик стрелки на индикаторе. Когда он начинает говорить, то видит, как стрелку резко отбрасывает в зону повышенной громкости, в красную зону. Точно так же происходит на индикаторах громкости в аудиоплеере, как вы можете заметить. И эти видимые глазу показатели более убедительны, чем чье-то субъективное мнение.
Хотя Карина не всегда говорила очень громко, я постоянно держала индикатор громкости на столе, чтобы она видела, как часто стрелку зашкаливает в красной зоне повышенной громкости.
Если вы говорите слишком громко и это стало проблемой, вам нужно осознать, какие ощущения возникают в вашем теле, когда вы повышаете голос.
Это ощущение — физиологическое и эмоциональное — единственный показатель того, что вы повышаете голос. Когда вы чувствуете это, возможно, вы так звучите. Нужно использовать этот внутренний индикатор для того, чтобы переместить регулятор громкости вниз. Но если нет перед глазами индикатора громкости, как понять, что вы повысили голос?
Если во время беседы люди отшатываются от вас — это верный признак того, что вы говорите очень громко. Всегда можно спросить
[1] В России установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30–60 слов в минуту, для второго — 90–110, для третьего — 110–140. Для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту. В США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 %): для школьников начальных классов — 80–158 слов в минуту, средних классов — 175–204, старших классов — 214–250, для студентов — 250–280, для высококвалифицированных чтецов — 340–620 слов в минуту. — Примеч. ред.