Генри Тодд «Креативь! Поставь идеи на поток»
Глава 1. Динамика креативной работы
Любая креативная работа сопровождается своим собственным набором внешних факторов и нестандартных ситуаций. Нам платят за идеи, которые мы производим, продукты, оторые создаем, и решения проблем, которые предлагаем, однако несмотря на то, что мы можем быть действительно хороши в своем деле, зачастую ощущаем себя как бы оторванными от того загадочного процесса, благодаря которому все это происходит. Бывают дни, когда идеи рождаются без труда, и мы чувствуем себя в состоянии противостоять любой проблеме, возникающей на нашем пути. В другие дни можем бороться с одним-единственным препятствием без какого-либо результата. Многих из нас может сильно угнетать тот факт, что мы в ответе за то, над чем у нас так мало контроля. Особенно заметным это становится на таком специфическом рынке, как креативная сфера деятельности, где наши профессиональные успехи напрямую зависят от наших способностей производить стоящие идеи в постоянном режиме.
Многие из нас принимают как данность то, что наш креативный процесс находится вне зоны нашего влияния, и мы обращаем на него внимание только тогда, когда он перестает нормально функционировать. Чаще всего мы приступаем к выполнению своих ежедневных обязанностей — и все просто «работает». До тех пор, пока система не дает сбой. Мы воспринимаем наш креативный процесс как бытовую технику. Мы рассчитываем, что он будет себе тихо работать на заднем плане, и совершенно забываем, насколько зависим от него, пока однажды не остаемся наедине со своим грязным бельем.
К полному непониманию ситуации добавляется постоянно возрастающий темп работы. Каждый день мы сталкиваемся с растущими ожиданиями и непрерывным давлением: от нас требуется делать все больше, затрачивая все меньше. Мы должны постоянно улучшать результаты, используя свои незаурядные способности, в условиях сокращающихся временных рамок. Существует негласное (а иногда и гласное!) ожидание, что мы будем доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю, и в результате зачастую ощущаем себя постоянно «включенными». А поскольку каждый новый проект начинается с чистого листа, то нам кажется, что мы вновь и вновь должны что-то кому-то доказывать. Неважно, насколько успешны мы были в прошлом, с каждым новым проектом перед нами встает вопрос: «А способен ли я на это?»
ЖИЗНЬ В МИРЕ «КРЕАТИВА НА ЗАКАЗ»
Несколько лет назад в недрах моей компании Accidental Creative родилось новое словосочетание, описывающее динамику данного вида деятельности: «креатив на заказ». Каждый день вы приходите на рабочее место, где вам приходится (1) выдавать блестящие
идеи, которые (2) отвечают определенным целям, (3) в строго определенные сроки. Если у вас получится успешно выполнить все эти требования, то вы сможете сохранить свое рабочее место. В противном случае можете приниматься за свое резюме. В тот миг, когда вы обмениваете результаты своего креативного труда на деньги, вы открываете дверь в мир, где вам постоянно придется демонстрировать выдающиеся результаты по первому требованию. (Никакого давления, правда?)
Неважно, руководите ли вы командой сотрудников, разрабатываете ли маркетинговые стратегии, управляете ли небольшим бизнесом или пишете тексты, — когда вы получаете деньги за результаты своей умственной деятельности, давление становится практически осязаемым. Поскольку блестящие идеи кажутся свободным и возобновляемым ресурсом, вам (да и вашему начальнику) проще всего думать, что вы можете постепенно увеличивать свою производительность без каких-либо побочных эффектов. Но такое понимание креативного процесса не просто ошибочно, оно может оказать разрушительное воздействие как на ваши возможности качественно выполнять свою работу сейчас, так и на устойчивость ваших креативных способностей в долгосрочной перспективе. Пытаться всегда оставаться на высоте в своем деле и постоянно повышать свою продуктивность, не меняя при этом основных привычек и структуры всей жизни, — бессмысленная трата времени.
Манера многих креативщиков работать по принципу «всегда готов» — аритмична, в то время как креативный процесс обладает своим собственным естественным ритмом. В творческом процессе вы сталкиваетесь как с пиками продуктивности, так и с ее спадами, поток идей постоянно то усиливается, то ослабевает. Работать усерднее и сосредоточенно фокусироваться на проблеме в ожидании новых идей — это все равно, что пытаться управлять погодой, гипнотизируя взглядом облака. Вместо этого вам следует прибегнуть к практикам, которые вдохнут ощущение структуры, ритма и целеполагания в вашу жизнь. Вам необходимо создать пространство, которое позволит креативному процессу заработать в полную силу, а не ждать, что он будет функционировать сам собой в редких просветах вашего неистового рабочего графика. Такой подход не только поможет вам генерировать хорошие идеи, он также поспособствует тому, чтобы вы трудились над самым важным в своей жизни, а не просто плыли по течению день за днем.
Многие молодые профессионалы, работающие в творческих сферах, смотрели на меня скептически или даже с раздражением, когда я рассказывал, как важно целенаправленно распределять свое время и энергию. Для них креативность — как вода: течет из крана просто так; они могут работать по пятнадцать часов в день с небольшими передышками и без заметных побочных эффектов. Но рано или поздно последствия такого образа жизни настигнут вас. Несмотря на нарушение естественного ритма креативного процесса, поначалу вы сможете выполнять очень большой объем работ, но в конце концов все же обнаружите, что делаете свою работу уже не так хорошо, как могли бы. Наоборот, вы начнете замечать, что постепенно скатываетесь к посредственности и что стоÿщие идеи больше не приходят к вам с той периодичностью, с какой бы хотелось. Такой подход к жизни и к работе не приносит удовлетворения: он больше похож на выживание, чем на процветание.
Пытаться всегда оставаться на высоте в своем деле и постоянно повышать свою продуктивность, не меняя при этом основных привычек и структуры всей жизни, — бессмысленная трата времени.
Эта книга о том, как научиться преуспевать, работая в мире «креатива на заказ». Чтобы достичь этого, вам понадобится произвести некоторые серьезные изменения в структуре своей жизни и в своем отношении к тому, чем вы занимаетесь. Ваши лучшие креативные достижения станут результатом этих изменений.
КАК ПОСТОЯННО ОСТАВАТЬСЯ ВЫДАЮЩИМСЯ
Когда кто-нибудь спрашивает меня, чем я занимаюсь, мне нравится говорить, что я «поставщик оружия на нужды мировой креативной революции». Моя работа — обеспечить креативщиков всем необходимым для того, чтобы они могли ответить на вызовы и запросы рынка, предложить им инструменты, позволяющие постоянно демонстрировать выдающиеся результаты на работе и в жизни. Поэтому каждый раз, когда я разговариваю с группой креативщиков на конференции или в компании либо общаюсь с кем-то один на один на тренинге, я предлагаю в качестве испытания поставить себе цель — всегда быть производительными, выдающимися и здоровыми:
Производительный + Выдающийся + Здоровый =
= Отлично и стабильно выполняет свою работу.
Это наиболее эффективный способ жить и работать. Придерживаясь его, вы сможете качественно выполнять огромный объем работы на протяжении долгого времени. По моему опыту, большинство творческих личностей показывают хорошие результаты в двух из этих сфер, но упускают как минимум одну из них. Например:
Производительный + Выдающийся – Здоровый = Творческое выгорание.
В то время как замученный стрессом, «хватающий ртом воздух» сотрудник — это восхваляемый герой офисного фольклора, в реальной жизни для креативщика такой подход просто не может быть постоянным средством качественного исполнения своей работы. Многие представители творческих профессий приносят в жертву свою долгосрочную работоспособность во имя сиюминутной продуктивности; рано или поздно они осознают, что эта сделка попросту не стоила того. Они обнаруживают, что больше не могут поддерживать тот же ритм работы и что их выдающиеся идеи, которых некогда было так много, иссякли. Это явление называют творческим выгоранием, и, к сожалению, оно влияет не только на нашу работу. Креативщики, столкнувшиеся с выгоранием, обнаруживают, что оно проникает во все сферы их жизни и влияет на домашние дела, отношения и личные проекты. Неприятная ситуация.
Если вы хотите сделать что-то действительно стоящее, вам просто жизненно необходимо усердно трудиться. На самом деле, если вы будете применять принципы, изложенные в этой книге, вы, скорее всего, начнете впоследствии работать усерднее, чем когда-либо на протяжении всего вашего карьерного пути. Но чего вам просто необходимо избегать, так это неистовости в работе, которая на первый взгляд кажется продуктивностью, но на самом деле является лишь видимостью занятости и совсем не помогает вам эффективно выполнять дела. Вам нужно работать не отчаянно, а с расчетом на будущее. Когда речь идет о вашей эффективности, имитация деятельности хуже, чем ее отсутствие.
Выдающийся + Здоровый – Производительный = Ненадежный.
Работа в мире «креатива на заказ» требует от вас постоянной демонстрации результатов. Несмотря на то что есть несколько неоспоримых гениев креатива, способных расправиться всего с несколькими проектами в год (и получающих за свою работу огромные деньги), большинству креативщиков приходится день за днем показывать высокий уровень продуктивности, если они хотят сохранить свое рабочее место. Это значит, что вам нужно непрерывно генерировать интересные идеи и методично использовать их, чтобы оправдать связанные с вами ожидания. Когда речь идет о вашей эффективности, имитация деятельности хуже, чем ее отсутствие.
У многих креативщиков есть куча отличных идей, но они не умеют их эффективно реализовывать. Они никогда не делают даже первого шага к воплощению своих замыслов в жизнь, поскольку целиком поглощены их бесконечным совершенствованием. Быть продуктивным — значит не только генерировать блестящие идеи, но и что-то делать с ними в дальнейшем. Вы не можете позволить своей неуверенности встать у вас на пути. Чтобы преуспеть в чем-то, вы должны сдвинуться с места и сделать первый шаг.
Здоровый + Производительный – Выдающийся = Уволен.
Наверняка у вас когда-то был коллега, не справлявшийся с ритмом работы, принятым в офисе. Полагаю, вы не хотели бы оказаться на его месте. В условиях постоянно растущей конкуренции на рынке труда только креативщики, способные выделиться из массовки, сохраняют работу и продвигаются по карьерной лестнице. Быть посредственностью неприемлемо, в большинстве хороших организаций вас попросту не станут долго терпеть. Зато быть выдающимся — значит справляться со сложными ситуациями, проникать в самую суть возникающих проблем и оперативно находить оптимальные решения. Если вы последуете практикам и методам, изложенным в следующих главах этой книги, то сможете стать действительно выдающимся сотрудником, неизменно демонстрирующим высокие показатели в работе.
Итак, где же ваше слабое место в этом уравнении? Могли бы вы охарактеризовать себя, используя все три определения: производительный, выдающийся и здоровый? Или вам еще есть куда расти в одной из этих областей (или даже в нескольких)? Если вы обнаружите, что неплохо справляетесь в двух областях из трех, не расстраивайтесь: вы не одиноки. Я редко сталкиваюсь с кре-ативщиками или командами сотрудников, которые в состоянии поразить все мишени. Учитывая все сложности и постоянные изменения, сопровождающие нашу деятельность, даже просто справляться с текущим объемом работы зачастую становится серьезным испытанием.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МОЖНО ПОВЛИЯТЬ НА КРЕАТИВНОСТЬ?
Когда я размышляю над всеобщим непониманием, окружающим творческий процесс, я часто вспоминаю прозрение, настигшее меня, кода я, будучи заболевшим, валялся на диване в гостиной. Находясь на больничном, одолеваемый скукой, я решил посмотреть, что идет по телевизору в среду в два часа дня. (Если вы никогда не включали телевизор в это время, приготовьтесь к разочарованию.) В конце концов я остановился на канале PBS, где бы немедленно очарован доктором Джулиусом Самнером Миллером, ведущим программы «Демонстрации в физике». Доктор Миллер взял в одну руку деревянную доску, в другую — газету. Он положил доску на стол перед собой таким образом, что примерно треть ее выступала за границы стола. Он аккуратно положил газету на ту часть доски, что лежала на столе. Внимательно посмотрев в камеру, он спросил: «Как вы думаете, что произойдет, когда я ударю по выступающему концу этой деревянной доски?»
Имея базовые представления о том, как работает эффект рычага, я сделал вывод, что край стола сыграет роль точки опоры и деревянная доска подбросит газету в воздух; если повезет, газета собьет колбу или даже две на столе за спиной доктора Миллера, что всех повеселит. (Мой день все еще может быть спасен!) Представьте мое удивление, когда рука доктора Миллера переломила доску надвое! Как такое возможно? Это была какая-то бессмыслица. Газета совершенно точно не была достаточно тяжелой, чтобы так крепко держать доску толщиной в полсантиметра. Здесь было что-то еще.
Забыв о своей простуде, я подвинулся вперед, когда доктор Миллер стал объяснять невидимую силу в действии: на каждый квадратный сантиметр поверхности газеты приходится один килограмм атмосферного давления. В совокупности это составило более тысячи килограммов атмосферного давления на всю газету. Когда на доску обрушился удар, давление под газетой не успело выровняться — и эта невидимая сила держала доску, как в тисках, пока удар раскалывал ее пополам.
Меня осенило. Я не мог увидеть атмосферное давление и даже не подозревал о его силе до этого маленького эксперимента. Я не учитывал его потенциальное влияние, пока удар доктора Миллера не продемонстрировал мне, как оно может быть использовано для достижения цели — разломать доску.
Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что многие из нас воспринимают креативный процесс схожим образом. Это таинственная, невидимая сила, которая приносит ощутимый, но непредсказуемый эффект. Мы знаем, что она существует, но до конца ее не понимаем и потому считаем ее неподвластной.
Однако, как и в случае с атмосферным давлением, стоит нам понять принципы, лежащие в основе креативного процесса, как мы тут же cможем обуздать его силу и выстроить структуру, которая позволит использовать его в своих целях.
Отсутствие ограничений — враг любого искусства.
Орсон Уэллс
Замечание, что структурированность и креативность — это две стороны одной медали, часто заставляет моих клиентов поднимать от удивления брови. Существует устойчивый миф, будто творчество — это результат полной свободы и абсолютного отсутствия ограничений. Но реальность такова, что мы просто не можем работать вообще без ограничений. Мы нуждаемся в них, чтобы сфокусировать свою творческую энергию и направить ее в нужное русло. Полная свобода — это мнимая свобода. Настоящая свобода имеет разумные пределы.
Я часто замечаю у молодых предпринимателей идейный паралич, возникающий на почве полной свободы. Один мой знакомый был крайне работоспособным и очень талантливым креативным менеджером в крупной компании. Долгое время он выстраивал свой собственный бизнес на стороне и каким-то образом умудрялся сбалансированно совмещать обязанности на обычной работе «с 9 до 17» с запросами своего нового предприятия. В тот момент, когда, как ему показалось, пришло время, он принял волевое решение и покинул корпорацию. Он думал, что наконец-то у него появится возможность полностью сфокусироваться на своей страсти — строительстве собственного бизнеса.
Но это решение не принесло ожидаемых результатов. Наоборот, он обнаружил, что из его жизни исчезла структура. То, что он делал, оказывалось не настолько хорошо. На самом деле не так уж много он и делал. Одаренный, работоспособный менеджер высокого полета испарился, а на его место пришел плывущий по течению, перегруженный обязанностями бездельник. Что же произошло? Не то чтобы у него пропала мотивация. В действительности у него было больше мотивации, чем когда-либо до этого. Изменения произошли в ритме его жизни, который в значительной степени был сформирован его основной работой, — этот ритм попросту исчез. Ему больше не приходилось планировать неделю в зависимости от того, когда он мог уделить время своему побочному проекту, потому что теперь у него было столько времени, сколько ему нужно. Но одного времени недостаточно, его необходимо грамотно структурировать. Как только мы с ним поработали над выстраиванием простой структуры его недели, распределяя время на созидание, планирование и на построение и поддержание отношений, он обнаружил, что его продуктивность снова взлетела до небес. Все, чего ему не хватало, — базового ритма в некоторых ключевых сферах его жизни.
Вы не должны путать структуру и формулу. Это не одно и то же. Формула — это то, что вы применяете для достижения предсказуемого результата. Не существует формулы эффективного творчества. В свою очередь структура — это платформа, обеспечивающая вам достаточно стабильности, чтобы иметь возможность рисковать. Она позволяет вам ощутить себя хозяином своего рабочего процесса.
Власть над своим креативным процессом принципиально важна в нашей работе. К сожалению, как только вы вступаете в противодействие с ежедневно проявляющимся давлением на работе, вы можете неумышленно совершить поступки, которые нанесут серьезный ущерб вашим «креативным мускулам». Будучи не в состоянии контролировать момент появления следующей стоящей идеи, вы можете захотеть компенсировать это большим усердием в работе и повышенным вниманием к самой проблеме в надежде, что эти дополнительные усилия приведут к потоку выдающихся идей и удачных находок. Но такой подход — пребывание в постоянно «включенном» состоянии — работает против вас.