Денни Стригл, Фрэнк Свайтек «Менеджерами не рождаются»
Поведение — вот главная причина успехов или провалов в работе менеджера. Именно оно превращает вас в умелого руководителя, посредствен-ного исполнителя или неудачника.
В вышедшей в 1980 году книге Take Charge: Success Tactics for Business and Life («Не бойся ответственности: тактика успеха в бизнесе и жизни») Джоан Кооб Канни, бывшая председатель совета директоров одной из ведущих компаний по подготовке персонала — Learning Dynamics — так формулирует этот тезис:
«Исследования в области психологии, менеджмента, способов моти-вации персонала показывают, что залогом достижения нужного результата являются не образование, ученые степени, интеллект или опыт. Главное — это поведение. Своя манера поведения присуща каждому из нас. Важно разобраться, какая именно приносит пользу».
Рассмотрим несколько случаев.
Вас никогда не удивляло, сколь больших высот достигли некоторые ваши сокурсники, учившиеся не слишком хорошо и дипломов с отличием отнюдь не получившие, не занимавшие ответственных постов на курсе и не пользовавшиеся особой популярностью в университете? Вряд ли в годы учебы кто-то предсказывал им хорошую карьеру. Но почему-то успеха добились именно они. И в ряде случаев — успеха значительного.
Многие менеджеры, с которыми мне приходилось иметь дело, прямо-таки подсели на курсы переподготовки. Они участвуют во всех новейших и самых прогрессивных программах по повышению эффективности управления и руководства. Однако практического смысла в этом часто нет никакого. Огромная пропасть лежит между тем, что знают такие люди, и тем, что они делают. Мне приходилось встречать и только что назначенных управленцев, умеющих произвести великолепное первое впечатление и говорить на языке успеха. Поначалу кажется, что с такими знаниями и личными качествами они просто обречены на высокие достижения. Однако проходят годы, и никто из них, несмотря на все «стартовые преимущества», ничего значительного не добивается.
Вышесказанное подтверждает слова Джоан Кооб Канни: высокое качество работы менеджера определяет в первую очередь правильная манера поведения, основанная на навыках, внутренних импульсах, упорстве и амбициях. Причем не просто манера поведения, а такая, что стала привычкой. Лучшие руководители следуют ей каждый день, решая поставленные задачи.
Что мешает успешной работе менеджеров?
Легче всего было бы сказать, что все проблемы менеджеров связаны с их поведением, и на этом остановиться. Однако чтобы глубже понять, почему тот или иной руководитель компании сталкивается с большим количеством трудностей, следует проанализировать присущую ему манеру поведения. То есть изучить его поступки — причем поступки как совершенные, так и несовершенные.
Причина первая: неумение создать атмосферу доверия
Первая проблема, с которой может столкнуться менеджер, — неуме-ние создать доверительную обстановку или разрушение таковой в ходе ежедневной работы и общения. Доверие — это тот клей, который скрепляет руководителей и подчиненных. Если сотрудники не доверяют тем, кто возглавляет коллектив, они не будут верить и словам руководителей!
Создание в компании атмосферы, которая создавала бы взаимное до-верие, должно стать главным приоритетом. Менеджеры несут личную ответственность за уровень доверия, сложившийся в организации, которой они управляют. При этом руководитель должен добиваться полного доверия и уважения со стороны подчиненных.
Вот что помогает завоевать доверие сотрудников:
—— соответствие дела слову;
—— интерес к мнению персонала по поводу вашей работы;
—— уважение чувства собственного достоинства сотрудников;
—— выполнение всех данных обещаний;
—— определение четких целей и задач;
—— создание обстановки честности и открытости, прямое общение с сотрудниками.
Без взаимного доверия коммуникация между сотрудниками или отделами компании обречена на низкую эффективность. В такой ситуации люди боятся идти на риск ради достижения высоких результатов, сокращаются полномочия сотрудников, они проявляют меньшую заинтересованность в успехе компании, неуверенность в себе, а полезные деловые контакты внутри организации сводятся на нет. В обстановке недоверия практически невозможно достичь высоких результатов.
А вот что провоцирует недоверие:
—— недостаток открытости в общении с подчиненными;
—— излишний контроль за работой сотрудников;
—— неуважительное отношение к персоналу;
—— отсутствие честности и прямоты при обсуждении результатов повседневной работы;
—— постановка задач, отвечающих только интересам руководителя;
—— непоследовательность в словах и действиях.
При отсутствии доверия и взаимопонимания приверженность сотрудников интересам компании окажется крайне низкой: люди будут выполнять только ту работу, которая позволяет избежать немедленного увольнения.
Причина вторая: постановка неверных задач
Менеджер никогда не добьется успеха, если его внимание сосредоточено на решении задач, не представляющих особой важности. К примеру, на подготовке отчетов, которые потом никто не читает. Кое-кто из менеджеров любит заниматься бюрократией, превращая бессмысленные процедуры в обычную для компании практику. Такими процедурами могут быть многочисленные встречи, не приносящие практической пользы и заменяющие собой реальную работу. Другие руководители предпочитают сидеть у себя в кабинетах и писать отчеты и справки — просто потому, что им так удобнее.
Следует также учитывать, как часто в течение дня сотрудники вынуждены отложить свою работу, чтобы отправить электронное письмо или текстовое сообщение либо ответить на звонок, — а ведь большинство этих перерывов отвлекают от решения по-настоящему важных проблем.
Прекратите заниматься бессмысленной работой!
Я постоянно призываю менеджеров не заниматься бессмысленной работой. Руководители компаний иногда жалуются, что «вынуждены» проводить встречи, составлять отчеты или даже проходить курсы повышения квалификации. Мой ответ всегда один: этого делать не стоит, если не решается хотя бы одна из четырех главных задач — рост доходности, приобретение новых клиентов, сохранение имеющихся и сокращение затрат (мы упоминали об этом во введении, а детально обсудим в главе 3).
Стоит вам объяснить эту мысль достаточному количеству сотрудников, как все быстро поймут, каковы ваши приоритеты. Но помните: как только вы, руководитель, сами перестанете постоянно решать четыре главные задачи, практика бессмысленных действий в компании немедленно возобновится.
Причина третья: менеджеры не представляют собой образец ответственного отношения к делу
Быть образцом ответственного отношения к своим обязанностям — важнейшая задача любого руководителя. Его действия, особенно в сложных ситуациях, — предмет постоянного внимания сотрудников. Поведение персонала компании (даже во время повседневной работы) во многом зависит от того, что говорит и делает руководитель при неожиданном возникновении серьезных проблем.
Менеджер создает в своем отделе атмосферу безответственности, если в появлении этих проблем начинает обвинять других, а при их решении нарушает морально-этические нормы. Результат всегда будет скверным.
Ответственное поведение — важнейший фактор успеха. Такое поведение должно включать в себя:
—— реальные действия;
—— принятие решений;
—— профилактику проблем;
—— принятие ответственности за урегулирование возникающих трудностей;
—— выполнение обещаний;
—— умение быть выше обстоятельств;
—— готовность к дополнительным действиям ради достижения ре-зультата.
Вот что я обнаружил: в безответственной атмосфере преуспевают посредственности! Почему? Да потому, что им не приходится лично сталкиваться с последствиями того, что они не выполнили работу вовремя, не добились поставленной цели, приняли неправильное решение или совершили неверное действие. У них всегда найдется, кого в этом обвинить, у них постоянно есть отговорки. Безответственное поведение — корень всех проблем такого рода. Данному поведению присущи:
—— перекладывание ответственности за ошибки на других;
—— попытки обосновать свои неудачи;
—— отговорки;
—— уклонение от решения проблем;
—— постоянные жалобы;
—— небрежность в работе.
Воспитание в подчиненных чувства ответственности очень важно, если руководитель хочет улучшить работу компании. Этого нужно добиваться, в частности, используя обратную связь, наставничество, методы стимулирования. Постоянное напоминание сотрудникам (при личном общении и во время тренингов) о необходимости отвечать за свою работу поможет вам убедить их вести себя правильно.
Различные методы стимулирования демонстрируют, как важна для компании ответственность персонала. Понятные критерии успеха и четко поставленные задачи помогают обеспечить ответственность сотрудников и добиться целей. При ясном понимании задач результаты работы становятся такими же очевидными, как набранные очки при игре в боулинг или гольф, — так что никому не придется специально объяснять, хорошо или плохо он справляется со своими обязанностями. Нужно установить четкие границы ответственности для каждого сотрудника и объяснить ему, как вы будете оценивать результаты его работы.
Существуют и различные методы отчетности, помогающие создать в коллективе атмосферу ответственности. Скажем, представляемый
конце рабочей недели отчет по схеме «5:15» поможет определить, насколько вы сами и ваши подчиненные продвинулись к намеченной цели. Такого рода документы ясно дают понять, чего вы ожидаете от себя и от своих сотрудников. Обзоры рынка и проведенных операций тоже помогают получить представление о том, как выполняются задачи. А открытое обсуждение возникших трудностей будет еще одной гаранти-ей ответственного поведения сотрудников. Наконец, разработка плана действий позволит исправить ситуацию в случае если цели по каким-то причинам не были достигнуты.