Виктория Уильямсон «Мы — это музыка»
ПОЛЕЗНО ЛИ РЕБЕНКУ В УТРОБЕ МАТЕРИ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
Уже продаются устройства, которые позволяют якобы улучшить музыкальные способности человека, если еще в утробе воспроизводить для него музыку через микрофон, приложенный к животу матери. Их удачно назвали «беременнофонами». Но какой кажется ребенку в утробе музыка?
1. Музыка никак не воспринимается примерно до четвертого месяца беременности — этапа, на котором начинает функционировать слух ребенка. Затем проходит еще около двух месяцев, пока полностью не сформируются определенные структуры уха, распознающие частоты.
2. Ребенок окружен околоплодными водами, поэтому можно предположить, что он воспринимает звуки так, будто они раздаются под водой. Не зря бассейны, оборудованные подводными динамиками, встречаются редко. В этой среде, похожей на подводную лодку, разобрать отдельные инструменты или голоса может оказаться почти невыполнимой задачей из-за потери высоких частот, а уж тем более сложно будет уловить нюансы мелодии.
3. Развивающемуся плоду, видимо, еще труднее следить за всеми оттенками музыки на раннем этапе, так как лучше он слышит другие звуки, раздающиеся гораздо ближе к нему, — например, работу пищеварительной системы мамы, движение воздуха в ее легких и деятельность ее сердца и кровеносных сосудов.
4. С помощью записей у беременных овец было обнаружено ослабление внешних звуков в утробе как минимум на 10 децибел, причем звуки низкой частоты ослаблялись меньше, чем высокие. Попытавшись разбирать слова в такой среде, вы, наверное, уловили бы около 40% из них.
Виктория Уильямсон, автор книги «Мы — это музыка» и специалист по изучению музыки, считает: пока нет доказательств того, что специальные устройства для прослушивания звуков в утробе хоть чем-то в плане звукопередачи лучше обычных наушников, приложенных к животу, или места в кресле рядом с колонками. Однако нельзя отрицать, что развивающийся обычным образом плод способен слышать происходящее в мире вокруг него во время последнего триместра. На данный момент исследований, которые подтверждают улучшение музыкальных способностей в результате прослушивания музыки в утробе матери, не существует.
***
КАК МЛАДЕНЦЫ ЗАПОМИНАЮТ МУЗЫКУ
Отличный пример запоминания плодом звуков был продемонстрирован в ходе исследования с участием младенцев, чьи матери во время беременности жили возле международного аэропорта Осака, Япония. После их рождения записи шума самолетов не будили этих младенцев и не вызывали у них почти никакой заметной реакции мозговых волн. Однако их будил и тревожил музыкальный отрывок, по характеристикам схожий со звуками взлетающих самолетов. Следовательно, плод может привыкать к музыкальным звукам и запоминать их, если слышит так же часто, как те дети слышали взлеты самолетов; но действительно ли новорожденные способны помнить сложную музыку, учитывая повышенные трудности из-за приглушенностизвука?
На своей предыдущей должности, связанной с исследованиями, в перерывах на кофе я часто с радостью болтала с нашим главным техником Морисом — мы с ним очень подружились. Когда однажды упомянула, что пишу эту главу, он рассказал историю об одной из беременностей его жены. Она тогда была поклонницей «Соседей», «долгоиграющей» австралийской мыльной оперы. У сериала была своя музыкальная тема с большими перепадами в высоте звука и четко выраженным ритмом, а эти два свойства имеют хорошие шансы «пробиться» к плоду. Морис рассказал, что после рождения малыш Мэтью активно реагировал на музыкальную тему «Соседей»: лицо оживлялось, он искал вокруг себя источник этой музыки и издавал воодушевленные звуки. Морис уверен, что Мэтью помнил мелодию из сериала со времени пребывания в утробе, ведь на другую музыку он так не реагировал.
***
Полезна ли музыка на рабочем месте?
Музыка более всего может помочь производительности, если мы выполняем простые, однообразные задачи: музыка способна нейтрализовать минусы такой работы, помогая стимулировать моторные движения, повышая настроение и активацию ЦНС и при этом не отвлекая много внимания от выполняемой задачи.
Важно помнить, что некоторым фоновая музыка не нравится, в особенности специально разработанная для помощи в работе. В 1970–1980-е гг. высказывалось много возражений против использования так называемой «функциональной», или фонотечной, музыки. Музыковеды справедливо возражали, что музыка не должна использовалась как инструмент для манипуляции людьми, и выступали против массовой ее штамповки с этой целью, например бренда Muzak. Есть много организаций, которые и сейчас убеждены, что музыку навязывать нельзя. Нужно серьезно относиться к праву на неприкосновенность выбора звуковой обстановки.
Если говорить об обычном рабочем дне в условиях современного офиса, мало оснований полагать, что воздействие музыки на сотрудников помогает им работать значительно быстрее или лучше — если только им уже не нравится работать под музыку. Лишая таких людей музыки, скорее всего, работодатель лишит их удовлетворенности от работы и производительность снизит.