Томас Армстронг «Ты можешь больше, чем ты думаешь»
Ты можешь больше, чем ты думаешь
Многим кажется, что умный ребенок — тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Обычно «умный» в понимании людей — это тот, кто:
• бегло читает;
• быстро решает примеры;
• может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;
• разбирается в компьютерах.
Но все же, что значит быть умным?
Интеллект — это не только хорошие оценки, высокие результаты в тестах и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом — в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все).
В прошлом столетии часто использовали IQ-тесты, чтобы определить, насколько человек умен. IQ означает «коэффициент интеллекта»; это балл, набранный при выполнении теста. Многие люди считают, что нет лучшего способа измерить интеллект.
В IQ-тест входит решение математических примеров, объяснение значений слов, построение схем, повторение чисел по памяти и другие задания.
Однако тесты неидеальны и существует множество качеств, которые они не в состоянии оценить. Например, тесты не могут предсказать, кем стать, когда вырастешь. Вопросы теста могут быть предвзятыми, то есть отражать мнение придумавших его людей. Они часто не дают возможности продемонстрировать разные грани человеческого интеллекта. Как правило, в центре их внимания находится умение считать и понимать слова, но они упускают из виду другие важные вещи — музыкальные и творческие способности, любовь к природе, умение общаться.
В последнее время люди начали сомневаться в том, что IQ-тест эффективно измеряет интеллект. Одним из таких сомневающихся был психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер. Отчасти благодаря проделанной им работе в наше время сформировалось совершенно иное представление о том, что же на самом деле означает быть умным.
Теория множественного интеллекта
Доктор Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди, и поэтому дают ошибочное представление о реальном интеллекте человека.
Работая со взрослыми и детьми и пытаясь лучше понять, как именно люди учатся, он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.
Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.
Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта — восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов. Это:
1) лингвистический интеллект (или вербальный)
2) музыкальный
3) логико-математический (или логический)
4) пространственный (или образный)
5) телесно-кинестетический (или телесный)
6) межличностный (или социальный)
7) внутриличностный (или внутренний)
8) интеллект естествоиспытателя (или природный)
Девятый называют экзистенциальным (философским) интел-
лектом, или «житейской мудростью.
Каждая из девяти глав книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь» подробно рассказывает о каждом из девяти видов интеллекта.
О том, что каждый из видов интеллекта отличается от остальных, но все они равноценны. Ни один не лучше и не важнее другого.
О том, какими бы ни были способности и в какой бы сфере
они ни проявлялись, их можно изучать, укреплять и развивать. Развить вербальный интеллект может как тот, кто даже не знает, как пишется «вербальный», так и будущий автор бестселлеров.
О том, что даже в одной области интеллект проявляется по-разному.
Например, при развитом вербальном интеллекте можно быть прекрасным оратором, но не слишком хорошо владеть письменной речью. При развитом телесном интеллекте — отлично плавать, но посредственно играть в футбол.
Поработав над собой, можно усовершенствовать как
сильные, так и слабые стороны.
О том, что любое действие вовлекает разные виды интеллекта.
Например, может показаться, что для того, чтобы нарисовать картину, достаточно иметь образный интеллект. Но это не так! Тут нужен и телесный интеллект — чтобы овладеть различными техниками живописи; и природный интеллект — чтобы глаз замечал даже мелкие детали; и внутренний интеллект — иначе откуда возьмутся идеи? Так и со всеми другими видами
деятельности, будь то актерская игра, сочинение рассказов, хоккей или компьютерное программирование.
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/ty-umnee-chem-kazhetsya/