Будет ли «Русский Букер»?
На официальном сайте «Русского Букера» появилось сообщение, что у старейшей независимой литературной премии России с этого года нет источника финансирования:
«Наступил март, когда премия «Русский Букер» традиционно объявляет об условиях конкурса на текущий год, оглашает состав жюри…
Мы этого пока что не сделали, поскольку «Букер» стоит на распутье. Наш пятилетний договор о партнерстве с банком ГЛОБЭКС истек. Мы искренне поблагодарили нашего попечителя, с которым осуществили целый ряд литературных проектов. А вот имени нового спонсора мы пока что не можем назвать – поскольку его нет. Мы ведем переговоры, строим планы: сумеем ли мы провести полномасштабный конкурс, будем ли вынуждены ограничиться сокращенным вариантом – как 5 лет назад, когда мы провели «Букер десятилетия», или…
Отвечая на недоуменные звонки издателей, писателей, критиков: «Где «Букер»?» – мы слышим (даже от тех, кто привык полемически оценивать букеровский выбор) слова о том, что потерять старейшую независимую премию было бы не просто жалко: уход «Букера» изменил бы литературный пейзаж и обнаружил реальное место, которое отведено сегодня литературе в российском культурном пространстве и общественной жизни, несмотря на все официально проводимые акции и проекты. Дорогостоящие акции заканчиваются вместе с «годом», отведенным литературе, а литература и читатели остаются ни с чем, если даже премия, за четверть века заслужившая репутацию признанного всероссийского гида и ориентира для читателя русского романа во всем мире, оказывается не находящей себе поддержки. Закрыть премию достаточно просто, возродить ее, возобновив международный бренд, будет практически невозможно. А ведь у нас не так много долгосрочных проектов, заслуживших доверие и имеющих мировую репутацию.
Мы постараемся, чтобы худшее не произошло. И будем своевременно информировать об обстоятельствах премии, успехах (или неуспехах) наших поисков и принимаемых нами решениях».
Премию «Русский Букер» основала в 1991 году британская торговая компания «Booker» по образцу английского Booker Prize и стала первой независимой литературной премией в России (не считая существующую с 1978 года андеграундную премию Андрея Белого, чей призовой фонд всегда составлял один рубль, яблоко и бутылку водки).
|