«Я правда и вымысел одновременно» – 5 июля 1889 года родился Жан Кокто
«Новости литературы» поздравляют читателей с 130-летней годовщиной со дня рождения Жана Кокто – крупнейшего драматурга Франции начала ХХ века, писателя и поэта, который был предтечей сюрреализма во французском искусстве (ведь Кокто – еще и режиссер, и художник). Если говорить об искусстве, то теснее всего Жан Кокто был связан с музыкантами – он сочинил великое множество оперных и балетных либретто, среди которых знаменитый и скандальный балет «Парад». В его подготовке принимали участие, кроме Кокто, еще Сати и Пикассо, а воплощен он был на сцене труппой Дягилева в 1917-м году. «Парад» имеет славу первого в мире сюрреалистического спектакля.
Жан Кокто появился на свет в пригороде Парижа – Мезон-Лаффит. Его отец был адвокатом по профессии и художником по призванию. Он покончил жизнь самоубийством, когда сыну было 9 лет.
Жан Кокто занимался самообразованием, до всего дошел сам, нигде специально не учась, да он и не мог бы научиться тому, что умел, поскольку Кокто был совершенным новатором. Войдя в начале ХХ века в богемные круги Парижа, Кокто водил дружбу с Андре Жидом, Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Сергеем Дягилевым, Эриком Сати. Именно Жан Кокто оказал большое влияние на французских сюрреалистов. Его перу принадлежит целый ряд пьес: наиболее известны у русскоязычных читателей – «Орфей» и «Эдип-царь», среди которых – написанный специально для Эдит Пиаф, с которой Кокто тоже дружил, «Равнодушный красавец». Среди прозаических произведений Жана Кокто стоит отметить «Двойной шпагат», «Белую книгу» и «Ужасных детей».
Во Франции 1920-х слово «разносторонний» считалось порицательным, и Кокто чаще всего ругали за его непостоянство и дилетантство, называя «общественным хамелеоном» – он знал всех, кто имел хоть какой-то вес, и постоянно обзаводился новыми, нужными знакомыми, фривольным эстетом, свободным от каких-либо обязательств и растворяющимся во множестве различных форм искусства. Особенную ненависть, носившую стойкий флер гомофобии, к Кокто испытывал Андре Бретон. По мнению Бретона, Кокто осквернял такое понятие, как «мужская отвага художника», поэтому армия его сюрреалистов пыталась вести подрывную работу на каждом из многочисленных проектов Кокто. Поль Элюар, будучи на спектакле Кокто «Человеческий голос» в Комеди Франсез, воскликнул: «Это просто непристойно!». Разгневанный Франсуа Мориак покинул премьеру «Сложности бытия».
Кокто стал человеком, которого ненавидела и преследовала вся Франция, и в этом была лишь щепотка его параноидальной мегаломании. Его глубоко богемный стиль жизни и публичная деятельность казались откровенно декадентскими (а стало быть – достойными презрения) – тем, кто не был вхож в его круг. Постоянный флер скандальности из-за употребления наркотиков и обвинений в развращении молодых людей никогда не покидал его. Он первым открыто занимался такими вещами, как само-пиар и само-раскрутка, став первым медийным само-пиарщиком двадцатого столетия – и за то, что он стал первым селебрити литературных кругов, он тоже получил порцию хулы.
Жан Кокто около двух десятков лет состоял в близкой связи с культовым французским актером Жаном Маре, который стал известен благодаря ролям в фильмах, поставленным Жаном Кокто. Жан Маре впоследствии написал биографическую книгу «Непостижимый Жан Кокто», а также рассказал о нем в мемуарах «О моей жизни» (в этой книге также опубликованы ранее не издававшиеся стихотворения Жана Кокто).
|