Многоразовые книги
Рад приветствовать вас первым выпуском своей авторской колонки. Здесь мы будем рассуждать о книгах, о людях, которые их пишут и читают, говорить о технических и философских особенностях чтения, рассуждать, разглагольствовать и заниматься другими, не менее интересными вещами. И для начала я приглашаю вас поговорить о многоразовости (или же одноразовости?) книг.
Книга всегда стоила денег — когда-то больше, когда-то меньше. Как-никак, это вещь, а за вещь принято платить. Однако вот что получается: мы тратим на книгу порой значительную сумму денег, покупая фактически многоразовую вещь, которую в принципе можем перечитать десятки, сотни раз, а за нами её могут прочесть сотни людей без значительного ущерба качеству книги (книжные «потертости» влияют только на косметический облик книги но никак не на полноту и качество сохраненной в ней информации). Однако 99% всех книг прочитываются только один раз, отправляясь после этого на полку или в мусорную корзину. С точки зрения логики в этом прослеживается какое-то безумие. Представьте, к примеру, что вы покупаете машину только для того, чтобы доехать на ней, к примеру, до магазина, а затем бросаете совершенно новую машину и домой возвращаетесь на новой. Трудно найти еще один пример такой неосмысленной расточительности — похоже, книга создана быть использованной на 1%…
Однако такой подход удовлетворяет не всех любителей чтения. В конце концов, мы тратим на книгу деньги и хотим максимально использовать ее возможности. Однако ни один издатель не согласится снизить стоимости издания книги только потому, что ей предстоит быть прочитанной только один раз — цена книги определяется стоимостью физического носителя. Таким образом, желая снизить стоимость покупки и владения книги (или повысить эффективность ее приобретения), мы можем пойти по одному из двух путей.
Первый путь состоит в том, чтобы отказаться от трат на физический носитель, читая книги в электронном формате. Электронной книге не нужна бумага и типографская краска, она не занимает место на полке магазина, не требует ресурсов по физическому распространению — все это позволяет издателям продавать электронные книги буквально по себестоимости (себестоимостью в данном случае выступает самооценка автора и жадность издателя). Успех сервисов «книги-по-подписке» доказывает — читать электронные книги выгоднее на несколько порядков. Минус такого подхода заключается в том, что любой сервис распространения электронных книг и сами книги-файлы не создают ощущения собственности, обладания книгой (а именно это чувство не покидало любителей чтения последние несколько сотен лет с момента изобретения книги). Впрочем, рискнем прогнозировать: скоро читатели привыкнут, и электронные издания займут подобающее им место на книжном троне.
Вторая возможность выжать из книг максимум заключается в изобретении и развитии способов книжного обмена. Для дорогих и редких книг есть букинистические магазины, для книжного ширпотреба — магазины, продающие детективы и фантастику чуть ли не на вес. Однако в сегменте хороших книг со средней стоимостью по-прежнему наблюдается недостаток возможностей обмена книг. Широкому распространению возможности обмена книгами мешает несколько факторов: локальность такого обмена (жители крупных городов найдут желающих поменяться книгами, а обмен между городами затруднен почтовыми тарифами) или недоверием (люди боятся отдавать книги, стоящие пару тысяч рублей первому встречному). Пока у потенциального рынка обмена книг просматривается весьма туманное будущее. Скорее всего, с широким распространением электронных книг бумажные книги повторят судьбу виниловых пластинок — массовый ширпотреб будет пылиться на дедушкиных шкафах, а приличные, интересные книги будут кочевать из рук в руки через специальные лавки, магазины и сервисы.
Одним словом, желая получить от книги максимум, нам нужно либо как можно скорее переходить на электронное чтение – ведь электронные книги не требуют ресурсов для производства, стоят копейки и легко хранятся — а бумажное чтение как можно скорей переводить на систему обмена, взяв за основу модель обмена музыкальными носителями и магазины секонд-хэнд. Так или иначе, по-прежнему не подвергается сомнение, что за книгами — будущее человечества. Нужно только выбрать правильный формат.
Сергей Король
|