«Врагов мечом карают, друзей душой пленяют» – 27 июля 1784 года родился Денис Давыдов
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения легендарного поэта-партизана, героя войны 1812 года, приятеля Пушкина, прославлявшего в своих стихах Отечество, солдатскую удаль и любовь.
16 июля по старому стилю 1784 года в семье полковника, командира Полтавского легкоконного полка Василия Денисовича родился сын Денис. служившего под командованием Александра Васильевича Суворова. Самое яркое впечатление детства – встреча с легендарным полководцем, который напророчил мальчику: «Это будет военный человек…».
Родители дали сыну прекрасное домашнее образование. При помощи отца он рано приобщился к военному делу, блестяще освоил верховую езду. Но страдал оттого, что был маленького роста, курносый и некрасивый. Несмотря на это в 17 лет он уже служил юнкером в Кавалергардском полку, в который принимали высоких красавцев, через год получил чин корнета. Офицеры полюбили остроумие, скромность и обаяние личности этого маленького ростом военного. Но за басню «Голова и Ноги» в 1803 году Давыдова выдворили из гвардии и направили под Киев в захолустье, в армейский гусарский полк. Спустя некоторое время он был прощен, но навсегда остался у правительства под подозрением. С 1807 года Давыдов был назначен адъютантом князя Багратиона. Вместе с ним принимал участие в сражениях с французами, шведами, турками, показывая себя отчаянно храбрым воином. К началу войны 1812 года он уже был подполковником Ахтырского гусарского полка, находившегося в авангарде войск генерала Васильчикова.
Но даже боевая слава и партизанские успехи 1812 года не изменили подозрительного отношения властей. Его обходили чинами, не торопились с наградами, а в 1814 году, присвоив генеральский чин, отобрали: дескать, ошибочка вышла. Правда, потом вернули, и в чине генерал-майора он вышел в отставку 1823 году, так и не примирившись душой с безобразиями, творимыми царской властью.
Однако военная судьба Давыдова была счастлива. Не было ни одного крупного военного сражения первой половины ХIХ века, в котором он не принял бы участия. А подвиги Давыдова воспеты в бессмертных стихах Пушкина, Жуковского, Баратынского, Языкова.
|