Ханан аль-Шейх «Тысяча ночей и еще одна. Истории о женщинах в мужском мире». Синдбад, 2017
«Тысяча ночей и еще одна. Истории о женщинах в мужском мире» – современный пересказ известной ливанской писательницей Ханан аль-Шейх одного из шедевров мировой литературы – сказок «Тысячи и одной ночи». Начинается все с того, что царю Шахрияру изменила жена. В припадке ярости он казнит ее и, разочаровавшись в женщинах, дает обет жениться каждый день на девственнице, а наутро отправлять ее на плаху. Его женой вызвалась стать дочь визиря Шахразада. Искусная рассказчица, она сумела заворожить царя своими историями, каждая из которых на рассвете оказывалась еще не законченной, так что Шахрияру приходилось все время откладывать ее казнь, чтобы узнать, что же случилось дальше. Эти истории повествуют о том, как мужчины угнетают женщин, судят и наказывают их – самыми разными способами, от порки до тюрьмы и четвертования. Иногда женщинам удается остаться в живых, перехитрить и победить представителей сильного пола, а иногда все заканчивается трагически. Ханан аль-Шейх ведет нас от истории к истории, околдовывая и все глубже заманивая в хитроумное, полное экзотических звуков и запахов повествование, пока мы, как и жестокий царь Шахрияр, полностью не попадаем под власть рассказчицы.
Ханан аль-Шейх пересказывает современным языком девятнадцать самых известных историй из «Тысячи и одной ночи», создавая опьяняющий коктейль из юмора, насилия и романтики.
Образы угнетателя и угнетенного красной нитью проходят сквозь все арабские сказки. Мы находим их в историях о джиннах, заточенных в сосуды, о царях и их слугах, о детях и родителях – но прежде всего в историях о женщинах, что сражаются за жизнь в мире, котором правят мужчины. Вот почему героини восточных сказок так хитры: обман и лукавство – главное оружие слабого. Женщины должны быть хитрыми, чтобы побеждать угнетателей-мужчин. Они должны отвоевывать свое право распоряжаться собственной жизнью и отстаивать свои представления о свободе, красоте и любви.
И женщины в этих сказках побеждают – снова и снова мы видим, как последние становятся первыми, а первые – последними.
|