«Людям свойственно ненавидеть несчастных» – 30 августа 1797 года родилась Мэри Шелли
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения английской писательницы Мэри Шелли, известной как жена поэта-романтика Перси Шелли и как автор книги «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Мэри Шелли родилась в Лондоне в семье, которая для своего времени была чрезвычайно продвинута. Мать девочки, преподавательница и писательница Мэри Уолстонкрафт, была одной из первых суфражисток – женщин, которые боролись за равные права с мужчинами, – и автором многочисленных эссе на эту тему. Она вышла замуж за отца Мэри, имея на руках внебрачную дочь Фэнни. Факт, конечно, вопиющий в глазах приличного общества конца XVIII века. Впрочем, отца Мэри, Уильяма Годвина, это мало волновало. Литератор и публицист, либеральный философ, журналист-анархист и атеист он был духовным сыном Французской революции и проповедовал свободу нравов. На 11-й день после рождения дочери Мэри Уолстонкрафт умерла. Это событие повлияло на всю последующую жизнь будущей писательницы. Мать для нее была идолом: ее портрет всегда стоял у Мэри на столе. Отец, оставшись один, немедленно женился на вдове с детьми, простой и далеко не такой образованной, как покойная госпожа Уолстонкрафт.
В 1813 году Перси Шелли появился в доме Годвинов – ничуть не утративший романтизма и в 21 год из чувства рыцарства женатый. Перси заметил 16-летнюю стройную блондинку с золотистыми волосами, с бледным чистым лицом, высоким лбом и серьезными карими глазами. Мэри была не только хороша собой, но и на равных поддерживала разговор на любые темы. Она перечитала всю библиотеку отца, в которой были Ариосто, Тассо, Петрарка. К тому же будущая миссис Шелли занималась сочинительством. Как написала она сама о себе позже: «Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве. Я марала бумагу еще в детские годы, и любимым моим развлечением было «писать разные истории»».
Пылкий Шелли влюбился в очаровательную мисс Годвин, и больше они не расставались. Короткий период ухаживания заключался в том, что Мэри назначала Перси свидания у могилы матери, а потом они обсуждали труды очередного мыслителя и так забывались, что отмахивали целые версты по пригородам Лондона. Однако у Шелли была одна проблема – он был женат и имел ребенка.
Летом 1814 года влюбленные решили вместе совершить побег. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Клэр Клэрмонт. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.
В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт. Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном. Они прибыли на место 14 мая 1816 году, а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе с врачом и писателем Джоном Уильямсом Полидори. В деревне с названием Колоньи, рядом с Женевским озером, Байрон снимал виллу, а Перси Шелли – более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами.
«Лето было сырым и холодным, – вспоминала впоследствии Мэри, – беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому». Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта Эразма Дарвина, жившего в XVIII веке. Считалось, что он занимался вопросами гальванизации трупов и осуществимости возвращения мертвого тела или разрозненных останков обратно к жизни. Ходили слухи, что он все-таки смог оживить мертвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал «сверхъестественный» рассказ. Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании Франкенштейна:
«Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».
Мэри начала работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы. Под влиянием энтузиазма Перси Шелли новелла выросла до размеров романа, ставшего для нее первым и получившим название «Франкенштейн, или Современный Прометей». Этот роман был опубликован в 1818 году. Позже она описывала то лето в Швейцарии как период, «когда я впервые перешагнула из детства в жизнь».
Утешением для Мэри стали ее работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей ее жизни. Перси также был более чем удовлетворен своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию» – хотя она, также как и до нее Гарриет, отказалась от его предложения разделить ее с его другом Томасом Хоггом. Таким образом Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах.
Умерла Мэри Шелли от злокачественной опухоли мозга 1 февраля 1851 года.
|