«История полна кровавых трупов тех, кто доверял неподкупным» – 6 сентября 1972 года родился Чайна Мьевиль
«Новости литературы» поздравляют читателей с 45 –летием британского писателя-фантаста Чайна Мьевиль. Чайна Мьевиль (полное имя – Чайна Том Мьевиль / China Tom Miéville) родился в Лондоне в семье родителей-хиппи. Именно им, кроме всего прочего, он обязан своим необычным именем («China» – «Китай» (англ.)) и общением в детстве с друзьями с не менее странными именами Каскад и Индия.
Чайна Мьевиль любил читать с детства, внимательно изучал множество фантастических журналов, таких как «Interzone», а также научно-фантастическую колонку в «White Dwarf». Множество прочитанных книг еще в школьные годы вдохновили его на первые собственные произведения, и несмотря на то, что большинство из написанного издатели отвергли, в 1985 году были опубликованы его рассказ «Highway Sixty One Revisited» и стихотворение «Ex-Beatles in Seance by Steve Bailey».
С раннего детства Чайна жил в Лондоне, учился в школе-интернате. Когда ему было восемнадцать лет, он год проработал в Египте и Зимбабве, где преподавал английский язык. С тех пор у него сохранился интерес к арабской культуре и ближневосточной политике. Вернувшись на родину, Мьевиль получил в Кембридже степень бакалавра по социальной антропологии, а затем с отличием закончил магистратуру в Лондонской школе экономики и получил кандидатскую степень PhD в области международных отношений. Затем получил стипендию Фрэнка Нокса в Гарвардском университете.
В настоящее время Мьевиль живет в Лондоне. Он является активным членом Британской социалистической рабочей партии, и на выборах 2001 года даже выдвигался в Палату общин от Социалистического союза, а одна из лондонских газет назвала его «самым сексуальным политиком. Критики отмечают, что левые взгляды писателя находят отражение в его творчестве, а также в его идеях в области теории литературы (он даже критиковал толкиновского «Властелина колец» за его реакционность). По слухам, несколько семинаров, проводившихся на конвентах фантастики и посвященных взаимоотношениям политики и литературы, закончились горячими спорами между Мьевилем и писателями, придерживавшимися правых взглядов.
Первый роман Мьевиля «Крысиный король» вышел в 1998 году и номинировался на Bram Stoker Award, International Horror Guild Award и Locus Poll Award, но ни одной премии не получил. Скорее хоррор по форме, чем фэнтези, он тем не менее явился довольно показательным в плане того, в каком именно ключе предпочитает работать писатель.
Вторая книга – «Вокзал потерянных снов», вышедшая два года спустя после первой, в полной мере продемонстрировала мастерство Мьевиля в окончательно выбранном им жанре. В ней перед читателем предстает метрополис Нью-Кробюзон, пропитанный почти стимпанковским духом XIX века, где вместе с киборгами и A.I., наукой и магией, уживается множество тщательно прорисованных рас – люди, крылатые гаруды, мутанты и полукровки. Роман получил несколько наград – Arthur C. Clarke Award-2001, British Fantasy Award-2001, Kurd Lasswitz Award-2002 и Premio Ignotus-2002, а также был выдвинут на Hugo-2002, Nebula-2002, World Fantasy Award-2001, British Science Fiction Award-2000, Locus-2001 (4 место) и James Tiptree, Jr. Award-2000.
На сегодняшний день в цикл «Нью-Кробюзон», принесший автору известность и признание, входят три романа. Последний, «Железный совет», вышел в 2004 году. В своих многочисленных интервью автор не устает повторять, что знает о том, что преданные фанаты успели соскучиться по этому полюбившемуся миру, что и сам по нему скучает. Именно поэтому он не исключает того, что со временем вернется к работе над циклом, и именно поэтому считает, что работа может оказаться долгой. Ведь возвращение должно быть триумфальным, чтобы никто не остался разочарованным.
Писатель утверждает, что работает, сознательно смешивая жанры – хоррор, фэнтези и научную фантастику, создавая при этом произведения, которые получили название «weird fiction». Мьевиль принадлежит к свободной группе авторов, которых называют «Новыми странными» (New Weird), и которые пытаются спасти фэнтези «из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина». В интервью журналу Locus он говорит:
«Идея утешительного фэнтези вызывает у меня рвотный рефлекс. Не то, чтобы вы не должны были бы чувствовать себя комфортно, или не должно быть всяких хэппи-эндов, но для меня мысль, что задача книги – утешать, по существу означает, что ее цель – не бросать вызов, не ниспровергать, не подвергать сомнению. Тогда она всецело ориентирована на статус-кво – полностью, твердо, эстетически – а мне такая идея ненавистна. Я думаю, что лучшая фэнтези говорит о неприятии утешения, и вершина фэнтези – это сюрреализм, жанр, которым я зачитывался, как одержимый, и горячим поклонником которого являюсь. Я почитаю себя продуктом «развлекательного крыла» сюрреалистов – то есть использую эстетику фантастики для того, чтобы сделать нечто обратное утешению».
|