«И есть же счастливые люди, могут честно думать, жить и не бояться правды!» – 11 октября 1894 года родился Борис Пильняк
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения русского советского писателя Бориса Пильняка.
Борис Пильняк родился в Можайске в семье Вогау. Отец, выходец из поволжских немцев, всю жизнь проработал ветеринарным врачом, мать – русская, из купечества. В доме почитались идеалы подвижничества, задача служения обществу и людям. Детство Бориса прошло в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России – Можайске, Саратове, Богородске (современном Ногинске), Нижнем Новгороде, Коломне. Близость родителей к народникам, впечатления ранних лет повлияли на мировоззрение мальчика и в дальнейшем отразились на его творчестве. Первый литературный опыт Бориса относится к его 9-летнему возрасту, однако впервые его опубликовали в 1909 году. Сам же писатель начало свой литературной деятельности относил к 1915 году: после издания рассказа «Земское дело» в «Ежемесячном журнале» В. С. Миролюбова в 1915 году литературные круги обратили на юного писателя пристальное внимание.
В 1918 году издали сборник рассказов «С последним пароходом». Сам писатель характеризовал его как первую книгу о революции в РСФСР. Рассказы «Над оврагом» и «Смерти» автор включал во все более поздние сборники, многие переработанные рассказы вошли в виде глав в роман «Голый год»(1921).
Пильняк по праву считался мастером малых прозаических форм. Особенно интересно его бытописание провинциальных городов, где наиболее ясно пробуждалась неуправляемая сила, оригинальность и эксцентричность натуры, ярче проявлялись черты нарождающейся эпохи. Его произведения с необычным сюжетом, лиричные, появлялись во многих журналах: «Новый мир», «Красная новь» и др. Творчество Пильняка вызывало бурные споры: его причисляли к «попутчикам», «перевальцам» и «сменовеховцам», «внутренним эмигрантам», даже к «врагам». Однако все без сомнения отмечали музыкальность прозы автора, его самобытность, новаторство и талантливость, но упрекали в отсутствии «коммунистической оси». Лишь сам Пильняк четко определял свою любовь к России вне идеологии «…я с коммунистами, т.е. поскольку коммунисты с Россией, постольку я с ними. Признаю, что мне судьбы Р.К.П. гораздо меньше интересны, чем судьбы России…»
В 1922 году Борис Пильняк в числе первых писателей посетил Германию, привезя туда для русских издательств рукописи советских авторов, творчество которых родилось с революцией. В Берлине у него издали 3 книги: «Голый год», «Иван-да-Марья», «Повесть Петербургская, или Святой город». После этой поездки Пильняк укрепился в своей «внепартийности», ему хотелось «…быть безразличным зрителем и всех любить, …выкинуть всяческую политику».
Переворот в сознании, изменение политической позиции произошло в сознании писателя после поездки в 1923 году в Англию – он увидел, какой долгий путь предстоит пройти России, чтобы прийти к промышленному прогрессу, стать в один ряд с промышленно развитыми странами. После поездки Пильняк занял активную позицию, сознательно примкнув к большевикам.
В условиях ужесточающихся идеологических требований Пильняк неотступно отстаивал право писателя иметь собственный взгляд на происходящие сложные и противоречивые события в строящемся государстве («Расплеснутое Время» (1924), повести «При дверях» (1919), «Метель» (1921), «Мать-сыра земля» (1924), «Иван Москва» (1927), «Повесть непогашенной луны» (1926). «Повесть непогашенной луны» вызвала бурную реакцию в литературных кругах. В ней Пильняк впервые сделал акцент на возникающем культе личности вождя, истреблении партийных единомышленников ради монолитности партии, на том, что при этом их места занимались карьеристами и механическими исполнителями воли вождя. В образах героев современниками были мгновенно узнаны И. Сталин и М.Фрунзе, что и послужило поводом для скандала.
Впечатления от его поездок в Грецию, Турцию, Палестину, на Памир, в Монголию, Китай, Японию и Америку легли в основу произведений «Заволочь», «Корни японского солнца», «Очередные повести», «Расплеснутое время», «Рассказы с Востока» (все – 1927), «Китайская повесть» (1928).
Издательство «Петрополис» в 1929 году опубликовало повести «Штосс в жизнь» и «Красное дерево». Последнее произведение вызвало скандал, за которым незамедлительно последовала травля автора. Пильняк, за которым твердо закрепилась слава «человека, идущего на рожон», возглавлял в то время Всероссийский союз писателей. Кампания против него, начавшись в сентябре 1929 года, закончилась лишь в апреле 1931 года, несмотря на протесты А. Ахматовой и Б.Пастернака, на выступления М. Горького в защиту писателя. Оставаясь верным своим принципам и взглядам на роль писателя в отображении современности, Пильняк упорно продолжал работать. За оставшиеся 7 лет жизни он написал книги «О’кэй», «Камни и корни», «Созревание Плодов», «Рождение человека», «Избранные рассказы».
Роман «Соляной амбар» он написал в предчувствии скорого ареста, а все написанные страницы тщательно прятал. Это произведение увидело свет лишь в 1990 году.
Все более угрожающе сжималось жизненное пространство вокруг непокорного литератора, его произведения перестали печатать. В октябре 1937 года последовал арест. А 21 апреля 1938 года по ложному обвинению Борис Пильняк был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР в шпионаже в пользу Японии и приговорен к расстрелу, который привели в исполнение в тот же день в Москве. Реабилитирован в 1956 году.
|