«Поскольку молчание – золото, то и мы безусловно, старатели» – 19 октября 1918 года родился Александр Галич
«Новости литературы» поздравляют читателей со 100-летним юбилеем со дня рождения поэта, сценариста и драматурга, автора и исполнителя песен Александра Галича.
Александр Галич отмечал свой день рождения 19 октября, и в анкетах указывал именно это число. Однако в справке о его рождении значилось: «У Арона Гинзбурга и жены его Фейги 20/7 октября 1918 года родился сын, которому дано имя Александр». Подписал справку раввин города Екатеринослава (так в ту пору назывался Днепр). Но впоследствии дата была сдвинута на один день вперед – на день открытия Царскосельского лицея. Это неудивительно, ведь образ Александра Пушкина присутствовал в жизни Саши с самого детства.
В 1923 году его семья переехала в Москву к Сашиному дяде – известному литературоведу-пушкинисту, профессору МГУ Льву Самойловичу Гинзбургу (1879 – 1934). Семья Саши поселилась в коммунальной квартире в Кривоколенном переулке, в доме, который когда-то принадлежал поэту Веневитинову. Там Пушкин осенью 1826 года читал друзьям только что законченного «Бориса Годунова».
Даже псевдоним, который впоследствии выбрал себе Саша был составлен из первых букв имени и фамилии и последних букв отчества – Гинзбург АЛександр АркадьевиИЧ (отец поэта после переезда в Москву поменял свое имя на «Аркадий»), отсылает к пушкинскому окружению. Он совпадает с фамилией Александра Ивановича Галича (1783 – 1848), преподававшего в Царскосельском лицее латинскую и российскую словесность и которому Пушкин посвятил стихотворение «К Галичу» (1815).
Первая публикация стихотворения «Мир в рупоре» с подписью Александр Гинзбург состоялась в газете «Пионерская правда» от 23 мая 1932 года.
После 9-го класса Саша почти одновременно поступил в Литинститут им. Горького и в Оперно-драматическую студию Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Но учиться в двух вузах одновременно было трудно, и Литинститут пришлось бросить. Через 3 года Саша оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешел в Театр-студию А.Н. Арбузова и В.Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре», авторство которого было коллективным, одним из авторов пьесы был Галич. Это был его дебют в драматургии. К этому спектаклю он написал также песни.
В ранний период своего творчества Гинзбург написал несколько пьес для театра – «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К.Ф. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут „Орленок“», «Много ли человеку надо», а также сценарии популярных фильмов «Верные друзья» (совместно с К.Ф. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».
После войны Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь от традиции городского романса Александра Вертинского, он стал одним из ярких представителей жанра авторской песни наряду с Владимиром Высоцким, Юрием Визбором, Булатом Окуджавой. Первые его песни были относительно безобидны в политическом отношении, хотя не совпадали с официальной советской эстетикой. Но позже произошел перелом в творчестве, этому поспособствовала несостоявшаяся премьера пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для театра «Современник»: уже отрепетированную пьесу запретили к показу.
В дальнейшем его песни становились все более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты, его не печатали, не позволяли выпустить пластинку. Он стал подрабатывать литературным «негром», редактируя чужие сценарии, давал «квартирники», но денег это давало немного, а ему необходимо было содержать свою семью, обоих матерей и внебрачного сына. Он был вынужден продавать редкие книги из своей обширной библиотеки. В это же время его популярность выросла – подпольные концерты перезаписывали на бобинные магнитофоны, а стихи перепечатывали под «копирку» на пишущих машинках и распространяли в «самиздате».
В январе 1972 года он исключен из Союза писателей СССР, а позже – из Союза кинематографистов СССР. После третьего инфаркта в этом же году Галич получил 2-ю группу инвалидности и пенсию в 54 рубля. Ему настойчиво предлагали уехать из Союза, но Галич все время отказывался сделать это добровольно. И в июне 1974 года Галич выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству К. С. Станиславского, но сразу после пересечения границы его лишили советского гражданства. После Норвегии Галич переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на радиостанции «Свобода», потом переехал в Париж.
22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.
15 декабря 1977 года на 60-м году жизни трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору. Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На могильной плите выбита надпись: «Блажени изгнани правды ради».
|