«Сравнения всегда были не в пользу отечества» – 25 октября 1843 года родился Глеб Успенский
«Новости литературы» поздравляют с днем рождения русского писателя Глеба Ивановича Успенского.
Успенский родился в Туле в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии – с 1853 года в Туле, в 1856 – 1861 годах – в Чернигове. После окончания курса поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре был отчислен в связи с материальными затруднениями, в 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но в следующем году оставил его из-за недостатка средств. Начал печататься в 1862 году. Вскоре стал видным представителем демократической литературы 1860-х. В 1864-1865 годах печатался в журнале «Русское слово», в 1865-1866 годах – в некрасовском «Современнике». Главной темой произведений Успенского в это время была жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты.
В 1868 году Успенский стал одним из основных сотрудников «Отечественных записок», литературным соратником Некрасова и Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» (1869-1871) он с глубоким проникновением в психологию представил образы рабочих, идейные искания интеллигентов-разночинцев. В 1870-х годах Успенский совершил поездки за границу, сблизился с деятелями революционного народничества – С. М. Степняком-Кравчинским, Г. А. Лопатиным, Д. А. Клеменцом, П. Л. Лавровым.
С конца 1870-х годов центральной темой творчества Успенского стала пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877-1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886-1887) и другие, в которых он писал о разорении крестьян, росте кулачества, разложении крестьянской общины.
В 1880-е годы Успенский создал циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определенных занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и другие. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства нашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885).
Произведения о народной жизни в последний период творчества – «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888-1889) и другие. Реалистический художественный метод Успенского характеризовался сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.
Тяжелая душевная болезнь 6 апреля 1902 года оборвала литературную деятельность Успенского, творчество которого высоко ценили Тургенев, Салтыков-Щедрин, Горький.
|