О стоимости книг
О чем задумывается читатель, собирающийся приобрести очередную книжку? Разумеется, о множестве вещей, начиная от ее содержания и названия и заканчивая предвкушением удовольствия от процесса ее чтения. Однако все эти размышления заканчиваются мыслями о цене книги. Действительно, почему порой случается так, что на одну книгу и тысячи рублей не жалко потратить, а другую и даром не хочется брать в руки? И почему одна стоит тысячу, вторая — две, а третья около 150 рублей, причем по внешнему виду, толщине и качестве они примерно одинаковы? Давайте попробуем разобраться в этом, не ударяясь в экономические подробности.
Как известно, разные книги издаются разными издательствами, каждое из которых имеет не только свою ценовую политику, но и свою структуру производства книги. Например, издательство А печатает свои книги исключительно на плотной мелованной бумаге, иллюстрации делает полноцветными, а обложку — дизайнерской. Издательство Б использует для одной категории книг хорошую бумагу и технологию печати, а все остальные книги печатает попроще, подешевле. Издательство В печатает все свои книги в двух видах, в твердом переплете (подороже) и в мягком (подешевле) — пусть покупатель сам выбирает. Издательство Г… ну и так далее. Одним словом, можно найти сотни, тысячи причин и особенностей, которые позволяют разным издательствам назначать удобные им цены на свою продукцию, и в большинстве случаев эта цена оказывается вполне объективной. Как известно из элементарного маркетинга, стоимость товара во многом определяется не только его фактической стоимостью, а также еще и возможностью покупателя заплатить за товар. Другими словами, если книга хорошая, то читатель ее купит за любые деньги (просто потому, что он не особо разбирается из слагаемых ее стоимости).
Однако как определить критерий качества книги? Что есть качественная книга, за которую не жалко заплатить любые деньги? В случае с графическим альбомом эти критерии качества достаточно очевидны — качество полиграфии является решающим. Однако что есть качественная бизнес-книга или книга по саморазвитию? Логично предположить, что критерий оценки такой книги лежит вне качества полиграфии. Качественная книга — это прежде всего книга интересная.
Занятно… Получается, что качественная книга необязательно должна стоить дорого? Другими словами, какая разница, какую книгу читать: за 200 рублей или за 2000, если то, зачем мы ее читаем, скрыто в самом тексте? Разумеется, есть некий нижний, граничный предел физического качества книги как носителя информации (с серой и рыхлой бумаги читать неприятно, некомфортно читать книгу в мягкой обложке или в маленьком формате). Однако есть и эфемерный верхний предел, заступать за который читателю неинтересно, невыгодно — для него срез между этим верхним пределом и реальной стоимостью является излишней затратой. Отношение между этими пределами можно считать коэффициентом эффективности книжной покупки. Однако и тут не все так очевидно.
Разумеется, все эти расчеты и выкладки мало интересуют читателя — он пришел за книжкой, он держит ее в руках, пытаясь оценить эффективность такой покупки. Что ему делать? Все очень просто, друзья. Мы можем посоветовать следующее:
- Имейте книжный бюджет, средства которого нужно тратить на книги. В конце месяца старайтесь тратить его весь — так будет легче решиться на дорогую книжную покупку.
- Перед тем как купить очевидно дорогую книгу, изучайте отзывы о ней на нашем сайте или в онлайн-магазинах. Порой читатели могут раскрывать вам глаза на, казалось бы, стоящую своих денег книжку.
- Ищите издание подешевле — покупайте книгу в мягкой обложке (эээх), подержанную книгу. Подробнее о книжной экономии мы поговорим подробнее чуть попозже.
Не бойтесь тратить деньги на книги — в большинстве случаев покупка книги оказывается правильной, верной инвестицией. Любая книга как носитель информации стоит очень дешево, буквально копейки, а ее стоимость мы платим не за саму книгу, а за информацию, скрытую в ней. Экономика пока не придумала, как оценить интерес, удовольствие, радость, волнение, а значит, мы платили и будем платить за книги столько, сколько с нас попросят.
Сергей Король
|