Роберта Михник Голинкофф, Кэти Хирш-Пасек «Знать или уметь? 6 ключевых навыков современного ребенка»
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА УСПЕХ В XXI ВЕКЕ
В самом деле?.. Ночник размером с футбольный мяч в форме черепахи (так сказано на упаковке) — чтобы помочь крохам лучше уснуть? И доказано, что он снижает страх? Но это не обычный ночник в виде животного! Черепаха проецирует созвездия ночного неба на потолок детской комнаты, чтобы младенцы учились распознавать пояс Ориона, когда видят сон о молоке и соске. Гости, пришедшие поздравить Роберта и Стефани с рождением малышки, охают и ахают наперебой.
Хотя девочке нет еще и двух месяцев, друзья Роберта и Стефани — учителя, врачи и юристы — принесли множество подарков, обещающих сделать из нее новую Мадлен Олбрайт или Хиллари Клинтон. Полюбовавшись черепахой, Стефани запускает руку в блестящий фиолетово-белый полосатый пакет с лавандовым бантом и вытаскивает плюшевого павлина, цвета каждого пера которого подписаны на трех языках — пусть юные глазки привыкают к виду письменного английского, испанского и китайского еще до того, как малышка заговорит.
Эти так называемые развивающие игрушки повсюду. И на их упаковках будто выгравирована идея, которую рекламодатели хотят внушить родителям и обществу: без алфавита или цифр в каждой коробке дети обречены на провал. Овладение знаниями в раннем возрасте, утверждают они, ведет к более активному развитию мозга, а высокоразвитый мозг способствует престижной работе, высокой зарплате и полному благосостоянию. Есть бренды вроде Brainy Baby («Гениальный малыш»), которые выпускают отдельные DVD для правого и левого полушария, при этом почти все нейрофизиологи опровергают теорию о том, что у человека, и тем более ребенка, какое-то из них может доминировать. Производители получают многомиллионный доход от таких продуктов, как Your Baby Can Read1. Те, кто изучает проблему раннего обучения речи и чтению, как известно, начинают спорить с телевизором, видя там подобную рекламу. «Нет, ваш ребенок не может читать!» — возражаем мы. Подобно всеми любимому зверьку из «Вельветового кролика»2 Марджери Уильямс или Вуди из мультфильма «История игрушек», классические забавы переместились на заднюю полку. Мамы и папы не хотят покупать пружинки-слинки или коробку пластилина, не имеющие очевидной образовательной ценности. Как родители мы проходим мимо развития пространственного мышления, которое обещают лепка из пластилина и построение поезда из конструктора. Нас будоражат сочинение историй и развитие речи, естественным образом происходящие при игре с кукольными замками, где есть зубчатые стены и рыцари в сияющих доспехах, которым предстоит пересечь ров. Мы хотим оптимизировать обучающий потенциал каждой минуты бодрствования своего ребенка. Кто бы отказался получить готовый рецепт быстрого обучения, чтобы задать крохе траекторию движения прямиком в престижное учебное заведение Лиги плюща3?
Проблема в том, что наполнение головы знаниями нельзя считать залогом успеха в мире, где факты буквально у нас под рукой. При доступности Google и «Википедии» каждый одним щелчком мышки может в считаные секунды получить ответ практически на любой вопрос. Конечно, кое-что все-таки нужно запомнить — например, алфавит и таблицу умножения. Но настоящая проблема, с которой сталкивается современный ребенок (или родитель), заключается в неумении сортировать, расставлять приоритеты и применять информацию, получаемую ежедневно. Лучшие вакансии компаний из списка Fortune-500 и сейчас, и в будущем, скорее всего, достанутся тем, кто обладает умением мыслить, а этому невозможно обучить посредством запоминания.
Итак, какие способности желают видеть работодатели и как внедрить в культуру более четкие принципы измерения успеха? Это основные вопросы нашей книги. Все слышали предупреждения групп, подобных Национальному комитету по вопросам совершенствования образования, что экономическое превосходство США под угрозой, поскольку мы не очень хорошо учим детей. Много было и пугающих прогнозов, например, от Национального центра по вопросам образования и экономики, согласно которым в американских школах учеников подготавливают по критериям 1953 года! Но что с этим делать? В книге мы рассматриваем эти проблемы с точки зрения ученых, занимающихся механизмами обучения. Наша задача формулируется двумя простыми фразами: во-первых, что можно считать успехом для ребенка? И, во-вторых, как готовить детей к достижению успеха в соответствии с культурными и жизненными принципами? Мы постараемся дать новое определение обучению и образованию, чтобы при воспитании вы осознанно выбирали те или иные пути к успеху. Как вы, возможно, уже поняли, мы утверждаем, что настоящее обучение происходит не посредством ночников-черепах или многоязычных мобильных телефонов, даже если мощная образовательная индустрия заставляет поверить в обратное. Оно не следует автоматически из хороших оценок в тестах, измеряющих уровень овладения материалом. Согласно «Глобальной инициативе Генерального секретаря ООН по вопросам образования»,
мир сталкивается с глобальными вызовами, и для них требуются глобальные решения. Эти взаимосвязанные вызовы ради соблюдения достоинства окружающих требуют основательного пересмотра того, как мы мыслим и действуем. Образовательной системе уже недостаточно готовить индивидуумов, умеющих читать, писать и считать. Образование должно преображать людей и привносить в их жизнь общечеловеческие ценности… Кроме того, оно обязано отвечать на самые злободневные вопросы.
Формирование базового набора ценностей не сходит с повестки дискуссий о ситуации с образованием во всем мире. Будь то Венди Копп и ее команда в Teach for All 4, или серия передач «Улица Сезам», или образовательная инициатива Брукингского института 5, или даже Нью-Йоркская академия наук, рассматривающая проблему в глобальной перспективе, — обсуждение сосредоточено на том, какими навыками должны владеть все дети, чтобы преуспеть в XXI веке, и как обучать этим навыкам с учетом особенностей культуры. Давайте рассмотрим аналогию. Есть бесконечно много вариантов дизайна одежды, соответствующих культурным особенностям, несмотря на то что в любом одеянии всего два отверстия для рук и два — для ног. Точно так же и в сжимающемся мире, где географические границы все прозрачнее, современные требования ограничивают количество навыков, необходимых детям в западных странах для успеха, несмотря на различия в местном колорите. Учитывая стремительно меняющиеся технологии, эти навыки отличаются от тех, что были нужны нашим родителям, дедушкам и бабушкам. Проще говоря, подходы, доминирующие в мировом образовании, еще не достигли этих целей. Несмотря на то что во всем мире существующая практика обучения ставится под сомнение, большинство школ работают по прежним принципам, противоречащим новым целям.
Провинция Онтарио в Канаде входит в авангард научного направления по изучению предполагаемых общих навыков. В одном из заявлений об этой миссии дается определение общим целям, которые мы ставим перед детьми, когда те ищут свой путь в современном мире. В Онтарио стремятся создать среду, способствующую развитию «счастливых, здоровых детей и молодежи сегодня… и заботливых, творческих, ответственных взрослых завтра». Мы могли бы слегка приукрасить эту идею, предположив, что общество процветает, когда мы создаем среду (как в школе, так и вне ее), воспитывающую счастливых, здоровых, мыслящих, заботливых и социально адаптированных детей, которые станут творческими, компетентными, ответственными и готовыми к сотрудничеству гражданами. Если такой постулат передает совокупность общих ценностей или хотя бы приближается к ним, мы должны определить, как достичь этих целей. И в этом миссия нашей книги.
НОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ: 6C
Как выполнить эту высокую миссию? К удивлению, ответ на этот вопрос мы получим из неожиданного источника: от самих детей. И из науки о том, как они учатся. Исследование механизмов обучения юного поколения — путь к интегративному и системному набору навыков, способных дать желаемые результаты. Как уже упоминалось во введении, термином 6С мы называем следующие навыки: сотрудничество, общение, содержание, критическое мышление, творческие инновации и уверенность.
С первых минут жизни младенцы демонстрируют склонность к сотрудничеству, появляясь в кругу своей семьи и начиная ориентироваться в том, как обниматься с разными ее членами. Сотрудничество включает и то, каким образом мы усваиваем особенности культуры; как меняем акценты, отвечая разным людям; как учимся делать что-то по очереди; строить игрушки из конструктора LEGO, получая опыт совместной работы. И как мы учимся самоконтролю в обществе, который и дает возможность для настоящего сотрудничества. Мы от природы обладаем чуткостью по отношению к окружающим; это запрограммировано эволюцией. По сути, мы существа социальные. Групповая работа лежит в основе новых бизнес-моделей, и именно так многие из нас учатся учиться. Сотрудничество, основанное на самообладании, можно считать одним из основополагающих навыков, который позволяет быть социально приспособленным как в детском, так и во взрослом возрасте.
Основа сотрудничества — общение. Младенцы в присутствии обожающих их взрослых будут вести целые «беседы» — гулить и агукать — еще до того, как произнесут первые слова. Подобно Бамм-Бамму из мультфильма «Флинтстоуны», они болтают с совершенной интонацией и используют все свои способности, чтобы пригласить других людей проговорить их желания и потребности за них. Только представьте, насколько эффективен десятимесячный малыш, когда смотрит на любимую игрушку и выдвигает «неопровержимый аргумент» — требовательно верещит. Используя заложенное стремление быть частью социума, дети собирают вокруг свои первые сообщества. Они становятся «ораторами» и слушателями в мелодии разговоров, познавая собственное настоящее и вымышленные миры единорогов и зубных фей. Чтение, письмо и почти уже утраченное искусство слушания прорастают из раннего общения родителей с их малышами. А хорошие коммуникативные навыки — залог лучшего здоровья и более развитых способностей к обучению.
Содержание (контент) — это один, но не единственный из шести навыков, важных для развития детей. Это то, что мы получаем из общения, — как узнаем что-то новое о людях, местах, вещах и событиях. Это то, как мы учимся учиться: какие применяем стратегии и подходы, сталкиваясь с новой информацией. Младенцы усваивают содержание, узнавая, что пол — для того чтобы ползать, а сквозь стены пройти нельзя. Еще не так давно ученые считали, что дети смотрят на мир как на «яркую жужжащую путаницу». Это не имеет ничего общего с истиной. Младенцы осмысливают многочисленные шаблоны в слышимой речи и уже к восьми месяцам от роду делают статистический анализ фраз. В восемь месяцев! Начало запоминания слов в этом возрасте становится отправной точкой для формирования словарного запаса двух-трехлетнего ребенка на пути к обучению чтению и письму. На первом году жизни дети — это маленькие физики, изучающие свойства предметов, и отличные социологи, подражающие нам и внимательно наблюдающие за тем, что значит быть представителем своего вида. У трех-четырехлеток, сортирующих предметы разной формы и считающих изюминки, развивается чувство количества и геометрии предметов, что ведет к формированию математического мышления. Но чтение и математика еще не все. Эти дети также учатся учиться, формируя яркие воспоминания, играя с карточками и находя квадрат в игре I spy 6.
Говард Гарднер, профессор, преподаватель теории познания и образования в Гарвардской высшей педагогической школе, предложил: содержание должно быть глубоким и включать правду, красоту и доброту. Во взаимосвязанном мире эстетика и нравственность не просто красивое дополнение к буквам и цифрам. Эти понятия важны для того, чтобы мы умели оценить красоту удивительного кольца, наблюдаемого вокруг Луны в пасмурную ночь, и уступали старикам место в автобусе. Мы живем в век информации, где нас заваливают все новыми данными, и если хотим выжить, должны быстро и эффективно воспринимать массу очередного контента. Именно владение содержанием и способность быстро и стратегически использовать новую информацию лежат в основе мышления. Контент — то, что нам необходимо знать, чтобы уметь критически мыслить и творить.
Профессор Диана Кун из Колумбийского университета разработала целую теорию критического мышления, которая охватывает этапы развития ребенка: от «видеть — значит верить» в четыре года до вдумчивого взвешивания доказательств членом суда присяжных, который должен решить, действительно ли Ребекка нажала на курок. Однако каждый, кто был свидетелем политического цирка последнего десятилетия, знает, что критическое мышление не всегда правильно развивается даже у взрослых. Мы живем в эпоху информационного бума. Эрик Шмидт, СЕО 7 Google, подсчитал, что каждые два дня генерируется столько же информации, сколько появилось с рассвета цивилизации вплоть до 2003 года. И бизнес-лидеры говорят, что количество знаний каждые два года удваивается. Таким образом, даже если мы запомним все факты, известные нам сейчас, всего через два с половиной года будем знать лишь 50% того, что доступно сегодня, а через пять лет — только 25%.
Критический мыслитель, способный сделать шаг назад и подумать, что же именно нужно или на какой вопрос требуется ответить, — тот, кого в новой эре ищут все. У этого человека есть то, что ученые называют навыками исполнительной функции: умение отказываться от привычных решений и быстро переходить к новым подходам, а также способность разработать план, чтобы справиться с проблемой раз и навсегда. В критическом мышлении самое главное — фокус: именно умение смотреть в суть вопроса и учитывать релевантные факты позволяет находить нужный ответ.
Творчество рождается из содержания и критического мышления. Дети от природы изобретательны и умеют мыслить креативно, их мало что сдерживает. Клеите фигурки, нарисованные на цветной бумаге? Да это же семейный портрет! Сделали ложкой волны в картофельном пюре? Трехлетний Дэнис видит в них воды океана! Но исследования творческого мышления показывают, что долгий путь к инновациям, скорее, вбирает в себя содержание, а не обходит его стороной. По-настоящему креативный художник отлично освоил классические приемы, да и новатор-творец — зачастую хорошо подготовленный инженер или электрик. Неожиданные идеи не возникают из ничего, и в науке об обучении появляются схемы процессов, в результате которых мы от первых неуклюжих линий на бумаге переходим к профессиональному рисованию, а затем мыслим нестандартно, проектируя Башню свободы на месте Всемирного торгового центра.
Мир труда трансформируется постоянно. По некоторым оценкам, современные выпускники сменят за профессиональную жизнь десять рабочих мест, и восемь из них пока даже не изобретены. Жаль бедного фотографа, который не смог приспособиться к цифровым камерам, или издателя, убежденного, что книги нужно только печатать на бумаге. В экономике знаний специалисты постоянно сталкиваются с новыми проблемами, да и их требования к продуктам меняются. Возьмем, к примеру, огромное количество чехлов для iPad — аксессуаров для рынка, созданного лишь в апреле 2010 года. Неудивительно, что топ-менеджеры в опросе «Партнерство для формирования навыков XXI века» заявили о потребности в более творческих и гибких сотрудниках. Исследование IBM, опубликованное в мае 2010 года, показало, что креативность и управление сложностью — две ключевые характеристики, наиболее ценимые полутора тысячами СЕО по всему миру.
Иногда творческие решения работают — например, когда мы используем любимую толстую книгу как ограничитель открывания двери, а иногда не работают — и наши усилия идут прахом. Обладая достаточной уверенностью, чтобы не сдаваться, мы можем преодолеть неудачи и не вывешивать пресловутый белый флаг. А для настойчивости нужен самоконтроль, чтобы не отступать, когда первое решение не действует. Слишком часто встречаются малыши, которых не пускают на детские игровые площадки, потому что они могут там упасть, или вознаграждают за правильный ответ, но не поощряют попыток решить проблему по-другому. Наука об обучении рассматривает теории, подводящие основу под страх неудачи. Безусловно, мы не хотим, чтобы наши дети прикасались к горячей плите или выходили на проезжую часть улицы с оживленным движением. И все же Эдисон не смог бы изобрести электричество без жажды исследований и уверенности в своих идеях. В эпоху, когда в сотрудниках ценятся знания, выживание в экономической среде зависит от того, насколько вы, осознанно рискуя, уверены в себе.
Примечания
1 Your Baby Can Read — система раннего обучения чтению на английском языке.
2 Уильямс М. Вельветовый кролик, или Как игрушки становятся настоящими. Харьков : Виват, 2016.
3 Лига плюща — ассоциация восьми частных американских университетов (Брауновский, Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Корнелльский, Пенсильванский, Принстонский университеты и Дартмутский колледж), расположенных в семи штатах на северо-востоке США. Название происходит от побегов плюща, обвивающих старые здания в этих университетах. Считается, что члены лиги отличаются высоким качеством образования.
4 Teach for All («Обучение для всех») — глобальная сеть независимых социальных предприятий, заинтересованных в повышении качества образования в своих странах. Эти организации принимают на работу наиболее успешных выпускников колледжей и университетов, чтобы те в течение двух лет преподавали детям из малообеспеченных семей. Основана в 2007 году Венди Копп и Бреттом Уигдорцем.
5 Брукингский институт — крупнейший аналитический центр в США, предложил в 2015 году программу Millions Learning («Обучение миллионов»). Исследование определяло методы и средства образования, способствующие улучшению не только доступа к школьным программам, но и научения.
6 I spy можно перевести как «Я вижу». Игра состоит в том, что ведущий загадывает предмет и описывает его одной фразой — например, «я вижу кое-что квадратное» или «я вижу то, что начинается с буквы А», и дальше дети отгадывают.
7 СЕО, Chief Executive O cer (англ.) — высшее должностное лицо компании, аналог генерального директора.