Сьюзи Ходж «Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники»
Аристотель: «Целью искусства является не представление внешнего вида вещей, а олицетворение их внутреннего значения»
Под влиянием социальных, политических, религиозных и экономических факторов цели искусства меняются. Искусство выражает множество эмоций, убеждений и понятий: красоту, истину, надежду, смерть, жизнь, хаос или порядок. Оно бывает декоративным, повествовательным, философским, религиозным и развлекательным. И оно всегда отражает свою эпоху, для чего бы ни создавалось: для удовольствия, пробуждения фантазий или эмоций или для того, чтобы передать какое-то сообщение. Даже если искусство нарушает устоявшиеся традиции, все художники ощущают влияние времени и исторического контекста. Поэтому искусство помогает узнать, как люди воспринимали себя. Оно не имеет четких правил и не создается на заказ, оно взаимодействует с окружающим миром. Искусство не существует в вакууме, и порой это сбивает с толку. Потому и появилась эта книга. В ней основное внимание уделено развитию западного искусства. Она дает представление о ключевых направлениях и стилях от первобытного общества до наших дней. Проанализирован ряд самых значимых произведений, созданных выдающимися художниками, подробно рассматриваются темы, материалы и техники.
В книге также описаны изобретения, идеи и методы, которые влияли на художников на протяжении всей истории.
Стили и направления
Пит Мондриан: «Место художника скромно. Он по существу лишь проводник»
Художественные стили и направления — течения в искусстве, возникавшие в разные периоды и объединенные общими методами, стилистикой или идеями.
Какие-то стили и направления получили название спустя много лет после появления, например Возрождение или барокко; другие (футуризм, сюрреализм) заимствовали названия художественных объединений. Иногда название появлялось случайно или из-за уничижительной критики, например импрессионизм и кубизм. Некоторые направления объединяли художников со схожими принципами (дадаизм, «Де Стейл»), представители других имеют мало общего, но объединены общим названием, обозначающим смысл их деятельности для следующих поколений, например постимпрессионизм. Эти стили и направления в основном относятся к западной культуре.
Все стили и направления схожи в том, что они относятся к конкретному промежутку времени: несколько месяцев, лет или веков. Например, современного художника, выбравшего рококо, не отнесут к корифеям этого стиля, поскольку соответствующий период уже прошел. В XX в. возникло много разных течений в изобразительном искусстве, и они сменялись быстрее, чем в любой другой период истории. Многие современные направления до сих пор недостаточно четко определены; для этого нужно время. Большинство берут свое начало от деятельности художников-новаторов, ломающих устоявшиеся правила и традиции и создающих что-то принципиально новое. Некоторые течения стали сознательной реакцией на современное искусство, например поп-арт в 1960-е в США — ответ на произведения абстрактного экспрессионизма. Некоторые направления стремились подражать более ранним периодам в искусстве: так, идеалом раннего барокко было искусство Высокого Возрождения, а многие художники XIX в. обращались к образцам Средневековья. Мы рассмотрим особенности самых важных художественных стилей и направлений, начиная с таких периодов, как первобытное общество, Античность и Средние века.
Произведения
Анри Матисс: «Творчество требует мужества»
Этот раздел охватывает промежуток приблизительно в 18 000 лет. В нем рассмотрены некоторые самые передовые и новаторские произведения за всю историю человечества.
Изобразительное искусство — это портреты, скульптура, изображения обнаженной натуры, пейзажи, мифологические и религиозные сюжеты. Каждое произведение несет глубокий смысл, воплощает черты своего стиля, позволяет говорить о методах и целях художника. Все представленные в книге работы уникальны, в них отражены новаторские идеи, они раскрывают характерные особенности изобразительных техник. Авторов порой не принимали всерьез или жестко критиковали, когда они впервые представляли свои произведения. Но, создавая необычное и отказываясь соответствовать ожиданиям, эти художники изменили путь развития искусства. Современному зрителю эти работы могут показаться обычными, не особо революционными, но в свое время многие из них считались шокирующими или оскорбительными.
Каждая работа рассмотрена в историческом контексте, а биографические справки дают лучшее представление о художниках и о том, почему они создавали свои передовые произведения в тот или иной период.
темы
Эдвард Хоппер: «Если бы я мог выразить это словами, зачем мне тогда было бы брать в руки кисть?»
Одни и те же темы, показанные разными художниками множеством способов, на протяжении истории были представлены в разных контекстах. Изучение тем в искусстве поможет глубже понять смысл произведений. Это зачастую послания о жизни, обществе или человеческой природе, обычно они подразумеваются, а не озвучиваются напрямую. Часто они размыты и не всегда связаны с конкретными предметами. Определенные темы, например пейзаж, религия или цвет, могут чаще встречаться в конкретных направлениях или исторических периодах.
техники
Жорж Брак: «В технике больше чувственности, чем в самой картине»
Художники развили множество техник и методов — от рисунка углем до трафаретной печати и от фрески до использования разных ракурсов. В разделе «Приемы работы» объяснена и проанализирована эволюция многих важных художественных методов, например подмалевка, офорта, отливки по восковой модели, масляной живописи и импасто. Техники рассмотрены в связи с художественными приемами. В книге есть информация о художниках, которые использовали или изобретали техники, а также изменениях в художественных методах и ключевых достижениях в этой области.