Шота Горгадзе: «Экшн, экшн, кровь, стрельба и немного философии»
17 апреля в книжном «Библио-Глобус» и ресторане Patara Cafe прошли презентации новой книги известного адвоката, специалиста высшего класса в сфере правоведения, практикующего более 15 лет, Шоты Горгадзе «Любовь к деньгам и другие яды. Исповедь адвоката». Среди клиентов автора в основном звезды шоу-бизнеса: писатели, телеведущие и певцы, которые доверяют ему свои главные тайны и личные секреты. И Шота Горгадзе знает о сильных мира сего все, что они пытаются скрыть от поклонников, СМИ и даже закона. Одно из его нескучных адвокатских расследований легло в основу книги.
Презентацию литературного произведения Шота Горгадзе начал с рассказа о своей прекрасной музыкальной семье, детстве и о том, как юношей он должен был стать музыкантом, а стал юристом.
– Все до банальности просто. Я окончил музыкальную школу с отличием, поступил в музыкальное училище, окончил его с отличием, и после этого встал вопрос о поступлении в консерваторию. Мы династия, все логично. Когда я приехал в Ленинград поступать, профессор задал вопрос: «Сколько вы играете в день?» – «Часа 4-5», – ответил я. – «Забудьте, молодой человек, у вас будет полчаса перерыв в день, все остальное время играть, играть, играть». Я возмутился, стоп, нет. Родители: «Ах, нет, тогда на юрфак!» Юрист я в семье один.
«Любовь к деньгам и другие яды. Исповедь адвоката» – одно адвокатское дело, которое случилось в жизни автора, став одним из самых запоминающихся и сложных в его практике. Коротко охарактеризовав книгу, Шота Горгадзе отметил: «Экшн, экшн, кровь, стрельба и немного философии».
Здесь и громкое «заказное убийство» генерального директора крупнейшей автодорожной фирмы, и путешествие в психиатрическую больницу, и разговоры с руководителями спецслужб, и спецоперация по раскрытию этого убийства. Это абсолютно невыдуманная история, рассказанная в формате художественного романа.
– Вы можете себе представить: проводится спецоперация, идеально гримируется тот, кто заказан, как труп, берется исполнитель, вербуется, идет работа, чтобы выявить посредника. Берут посредника в момент передачи денег, он тоже вербуется, доходят до заказчика. Но заказчику предоставляют не просто фото трупа, а разыгрывают историю: человек выходит из ресторана, стрельба, пальба, он падает в крови, его везут в морг, там фотографируют. И уже эти фотографии посредник передает заказчику, которого берут, а он потом ОПРАВДАН. Я в своей практике такого не встречал. Вот вам реальная история, которая произошла пять лет назад, – говорит автор.
На вопрос, кто бы из медийных лиц смог бы сыграть героя книги Шоты Горгадзе, адвокат ответил: «Этой книгой я смог создать у каждого читателя в голове свой сериал. Человек может его посмотреть, прочитав и увидев описанные образы. Я там не главный герой. Вы поймете, что главный герой сначала и не появляется. А сыграть его в идеале мог бы тот – о ком эта книга, сам прототип, но он этого никогда не сделает».
В романе Шоты Горгадзе все имена и фамилии изменены, и как комментирует сам писатель, в ней много авторской фантазии: «Здесь очень много вымысла, сюжетная линия не идет так, как развивались события, а взята сердцевина самой истории, а дальше все художественный вымысел».
Поддержать друга на презентацию пришел и популярный актер театра и кино Вадим Демчог. Как признался автор, определенный успех книги связан именно с образом артиста: «Я писал книгу, пропуская все через голос Вадима, как если бы он говорил это со сцены». И на многие авторские философские вставки повлияло именно его творчество, в том числе «Фрэнки-шоу» на радио «Серебряный дождь», спектакль «Закрой глаза и смотри».
– Я очень люблю его слушать, люблю его энергию, образность, метафоричность. Я сегодня впервые узнал, что все окружение его юности – это персонажи, связанные с классической музыкой, эта среда. И я теперь понимаю, с чем связана музыкальность его мысли, музыкальность его образности, музыкальность его зримости, – рассказал присутствующим Вадим Демчог. – Я думаю, что основная сила этого человека в адвокатском контексте – это зримое слово. Он умеет видеть весь контекст, который раскладывается и потом прописывается по нотному стану. Поэтому музыкальность слога, симфоничность слога, с которым адвокат подходит к своей профессии, провокативность, дерзость, а ведь речь идет о жизни и смерти, этот постоянный баланс, вибрация и аромат близости порога, и когда мы это прочувствуем, водоворот метафор, который начинается с первой страницы, с дула пистолета, приставленного к виску, ты уже просто не можешь оторваться и читаешь до последней корки. Это невероятное размышление относительно того, как сложно, невыносимо трудно удерживать правду в поле человеческого общения.
Шота Горгадзе не только талантливый адвокат, а теперь и писатель, но и радиоведущий, которому принадлежит рубрика в программе Владимира Соловьева. И друзья, коллеги во многом повлияли на рождение его романа.
– Я сторонник того, чтобы или говорить честно, или вообще отказаться отвечать на вопросы. Я честно не знаю, чем заслужил то, чем одаривает меня Бог или жизнь, или стечение обстоятельств. Я совершенно незаслуженно встретил такое огромное количество творческих людей, одаренных, которые не оставляют мне шанса делать плохо то, чем я занимаюсь, – отмечает адвокат.
Второе название книги «Исповедь адвоката» не могло не затронуть среди присутствующих гостей и представителей прессы тему адвокатской совести и выбора, кого защищать и как защищать того, кто не соответствует твоим моральным принципам и убеждениям.
– Если совесть у хирурга, которому на стол кладут разных людей? Я тоже делаю свое дело. Я никогда не буду защищать убийц на сексуальной почве, если он насиловал, убивал и получал удовольствие, то я его не возьму. Я буду защищать того, кто употребляет наркотики из-за хранения, но никогда не буду того, кто их продает. Это мой внутренний столб. Но это сейчас я так могу говорить, у меня высокие гонорары, и я могу выбирать. Но я не знаю, как бы я ответил на этот вопрос, если бы был голодным адвокатом. Где та грань, когда тебе надо накормить свою семью, и при этом ты полон высоких идеалов?
Размышления об адвокатской профессии в большом количестве присутствуют и в романе. И для читателя – это возможность узнать больше о том, чем занимаются юристы, какие вопросы перед ними встают ежедневно, мучают ли их угрызения совести и, конечно, о главном качестве любого адвоката – умении молчать.
– Если бы в этой истории, которую я затронул в книге, я защищал бы заказчика «убийства», то этой книги бы не было. Люди никогда бы не доверяли врачу, адвокату, священнику, если бы думали, что когда-то где-то это может быть рассказано или опубликовано. Я за годы выработал в себе такое качестве, сколько бы я не выпил, мой язык всегда под контролем. Даже в самом близком круге я никогда не открою рот о деле, которое вел.
Шота Горгадзе раскрыл и страшный свой секрет.
– Я никогда заранее не готовлю речь, я всегда импровизирую, всегда говорю в процессе на нерве, всегда смотрю, кто сидит напротив меня за судейским столом, кто меня слушает, и в зависимости от этого строю речь, стиль речи.
Завершая презентацию книги «Любовь к деньгам и другие яды. Исповедь адвоката», автор заметил:
– Один священник мне сказал, что священник – это ржавая труба, по которой к людям течет чистая вода. Так может быть, мои слова и являются той ржавой трубой, которая даст свежий глоток прочитавшему. Но я не преследовал этой цели, я просто писал потому, что мне было интересно пережить и облечь в художественную форму те события, в которых я участвовал. Эта не книга, которая должна сделать человечество лучше, это мои переживания, вставленные в реальную ситуацию.
|