«Гостья» Стефани Майер: своя среди чужих
Стефани Майер известна читателям прежде всего как автор «Сумеречной саги», повествующей о любви девушки и вампира. Но Майер решила не оставаться в рамках одной темы и в 2008 году выпустила книгу «Гостья», сюжетно никак не связанную с сагой.
Отказавшись от «вампирского» содержания, Майер осталась верна форме – «Гостья» стала первой ласточкой очередного цикла романов в стиле фэнтези. В ближайшем будущем серию продолжат книги «Душа» и «Искатель». В отличие от «Сумеречной саги», написанной в первую очередь для подростков, «Гостья» изначально рассчитана на более взрослую аудиторию. Впрочем, отзывы новинка получила такие же противоречивые: многие читатели сочли, что «Гостья» вышла более зрелой, открывающей новые грани таланта Майер книгой, но немало и тех, кто оказался ею разочарован. Побить рекорд популярности «Сумеречной саги» роману не удалось, однако его тираж составил 750 000 экземпляров, что является совсем неплохим результатом. Книга рассказывает о противоборстве души и разума, но кажущийся тривиальным сюжет на самом деле таковым не является. В романе душа – это инопланетный завоеватель, а разум принадлежит человеку, пытающемуся противостоять оккупации своего тела.
Действие «Гостьи» происходит на Земле, практически полностью захваченной пришельцами. Кочуя от планеты к планете, они берут в плен обитающих там существ и вселяются в их тела, заменяя разум донора своим. Но инопланетяне вовсе не монстры в духе «Чужого» – намерения их вполне благородны. Они хотят, чтобы люди стали чуть менее агрессивными и научились не только брать, но и отдавать. Одна из пришельцев, душа по имени Странница, вдруг сталкивается с сопротивлением человека. Разум молодой женщины Мелани оказался слишком сильно привязан к любимым ею людям, а потому у Странницы не хватает сил изгнать его из тела. Душа не оставляет попыток завладеть девушкой, но постепенно сама «очеловечивается». Неожиданно для себя она начинает испытывать странные чувства, ее переполняют непонятные воспоминания. Через некоторое время она уже сама не может разобраться в том, что переживает она сама, а что является эмоциями принявшего ее тела. В итоге Странница и Мелани заключают дружеский союз и пытаются помочь уцелевшим после вторжения инопланетян людям. Выясняется, что если чужие души выгнать из тел, то в некоторых случаях разум хозяина туда вернется. Странница, которая успела полюбить окружающих ее людей, хочет покинуть Мелани и дать ей возможность снова стать собой. Чтобы спасти душу от смерти, ее вселяют в тело молодой девушки, чей разум после изгнания души-паразита так и не возвратился.
Фантазийный сюжет не мешает Майер поднимать в романе серьезные проблемы: взаимопонимания, умения разрешать общественные конфликты и действовать сообща. В книге со всей очевидностью показано, что ждет людей, если они и дальше будут замечать только личную выгоду, проблемы решать силовыми методами и потеряют способность любить и заботиться о близких. Живя вместе в пещерах, Странница и люди приходят к главному выводу: нельзя уничтожать разумных существ, даже если кажется, что иначе поступить невозможно. В общем, как и в прошлых книгах, фантастическая канва нужна писательнице по большей части лишь затем, чтобы более выпукло показать характеры героев, душевные искания и трансформацию их собственного «я».
Некоторые рецензенты обвиняли Майер в эксплуатации темы, уже не раз описанной маститыми фантастами. В качестве аналогий приводились «Регуляторы» Стивена Кинга, «Зловещий барьер» Эрика Рассела, «Кукловоды» Роберта Хайнлайна. Сюжет этих произведений строится вокруг захвата инопланетянами сознания людей и полного контроля над ними.Главной целью порабощенных становится любыми способами победить пришельцев, уничтожить их. И в этом заключается основное отличие упомянутых произведений от «Гостьи». В романе Майер земляне стремятся не истребить, а понять непрошенных гостей, в конечном итоге решая дело миром. В «Гостье» достаточно всего: динамики, эмоций, событий и интересных поворотов сюжета.
Анна Свойская
|