Стиг Ларссон. Трилогия «Миллениум». Девушка с татуировкой дракона. Эксмо, Домино, 2009; Девушка, которая играла с огнём. Эксмо, Домино, 2010. Девушка, которая взрывала воздушные замки. Эксмо, Домино, 2010.
Маститый шведский журналист, трудоголик и заядлый курильщик, недруг всему расистскому, правоэкстремистскому и нацистскому, вдруг – будучи не мальчиком уже, а мужем — пишет три с половиной детективных романа из задуманной серии «Миллениум», и, так и не дождавшись их выхода в свет, уходит из жизни в возрасте 50 лет – из-за неработающего лифта и обширного инфаркта.
Его имя – Карл Стиг-Эрланд Ларссон. Теперь о нём знают все, а кто не знает – наверняка будет проинформирован в ближайшее время. Теперь его печатные и электронные тиражи оперируют миллионами: экземпляров, долларов, читателей. Теперь его фантазии переводятся на другие языки и перемещаются на киноэкраны, к примеру, самим Дэвидом Финчером. Так что же там такое в этих книгах породило бум по всему миру?
Внешне и в целом «Миллениум» – вполне традиционный политический детектив. Двое — журналист Микаэль Блумквист, в коем особенно заметна пульсирующая кровь самого Стига Ларссона, и маргиналка с трудной судьбой Лисбет Саландер — в качестве «частных сыщиков» (впрочем, иногда и без кавычек) постоянно что-нибудь расследуют и, куда деваться, попадают в непростые ситуации. Непростые – это мягко сказано. Книги у Ларссона динамичные и жёсткие, вполне по нынешней моде – автор в шипованных бутсах прыгает на читательских нервах, а вот ноги персонажа прибить гвоздями к полу ему пара пустяков. Впрочем, и большинство «сказочных» детективных клише тут как тут: саспенс, «в последний момент», кровь-любовь, бондовские злодеи, да и уши самого Бонда нет-нет, да и покажутся со страниц… И, конечно, хрестоматийное столкновение справедливости и закона, с последующим неформальным дриблингом в зарослях последнего. Одним словом, как всегда Добро режет Зло дольками, а последнее мутит воду в супе. Но, как говорится, есть нюансы. Важные.
Во-первых, Микаэль – журналист, Лисбет – хакер. Просто «ян» и «инь» современного медиапространства, где большая часть умеющего читать человечества сегодня и пребывает часами и сутками. Таким образом, перед нами не какой-нибудь, а медийный экшн-триллер. И поэтому в «Миллениуме» Добро может, конечно, заехать по плохому дядьке и клюшкой для гольфа, но наиболее эффективно действует на информационном поле или в виртуальной реальности.
Идём дальше. Оригинальное название первого романа серии — «Män som hatar kvinnor» («Мужчины, которые ненавидят женщин»). Вот Блумквист рассуждает о судебном процессе над Саландер и одновременно как бы о «Миллениуме» в целом: «Если разобраться, то речь в этой истории идёт в первую очередь не о шпионах и государственных сектах, а об обычном проявлении насилия по отношению к женщинам и о мужчинах, которые таковое допускают». Отсюда: «Лисбет Саландер – это женщина, ненавидящая мужчин, которые ненавидят женщин». Если учесть, что в «Миллениуме» большая часть мужчин – коварные и бесчувственные эгоисты с тягой к власти: нацисты, сутенёры, бандиты, недобросовестные адвокаты, отбившиеся от рук силовики и прочие работники ножа и топора (хотя нет, топор окажется в других руках), включая советского разведчика-перебежчика; а женщины – хороши и всегда готовы принять бой (взять топор); а демократия и свобода — женского рода, — то это книга о том, что женщин обижать не рекомендуется. И плохие от хороших здесь отличаются очень просто: хорошие любят сексуальную свободу, а плохие – сексуальное насилие.
Следуя заданным «женско-демократическим» курсом, Ларссон задевает ещё целый ряд социальных и общественно-политических проблем: независимость личности, власть как ответственность, свобода слова, защита детства и т. д.
Например, «Миллениум» может служить пособием для просто начинающих и начинающих деградировать журналистов. «Для себя Микаэль ещё в начале своей деятельности решил, что невозможно сочетать партийность с журналистской честностью». Или: «В обязанности журналиста входит подвергать сомнению и критически оценивать – не просто повторять – утверждения, из какого бы высокопоставленного источника в государственных структурах они ни исходили».
Но, пожалуй, самая обаятельная и привлекательная черта романов Ларссона состоит в том, что на наших глазах создаются и описываются в деталях маленькие, но симпатичные и достойные миры, в которых хочется жить. Это журнал «Миллениум» (сотрудники-родственники, благие и благородные цели, вкусные производственные будни) и «мой дом – моя крепость» Лисбет Саландер. Наверное, каждый из нас хотел бы, что называется, поварившись в настоящем Деле, возвращаться потом в своё защищённое и неприкосновенное для лишних и злых пространство, в котором, как у Саландер, словно по волшебству, имеется и богатство, и независимость, и почти неземное могущество. Поэтому за такие миры читатель станет горой. И гора эта растёт…
Павел Тимошинов
|