Газета как главный очевидец эпохи
3 июня на книжном фестивале «Красная площадь» была представлена мультимедийная книга «Известия. История века», построенная в форме «летописи» 100-летней истории газеты и страны – от Февраля 1917 до наших дней.
«С момента своего появления в дни Февральской революции 1917 года «Известия» стали не только зеркалом новой эпохи, в котором отразились великие события XX века, но и их непосредственным участником, отметила в своем выступлении креативный редактор «Известий» и руководитель книжного проекта «Известия. История века» Наталия Осипова. – В основу концепции проекта легла история газеты. «Известия», полная самых неожиданных сюжетов – от драматических и героических до лирических. В итоге у нас получилась книга-квест, книга-приключение. Работа команды началась с подготовки юбилейного номера к 100-летию «Известий», одновременно мы запустили огромный мультимедиапроект «100 лет – 100 дней» – ежедневно мы публиковали историческое исследование о каждом из ста лет в жизни газеты и страны. Потом была выставка в Мультимедиа Арт Музее, созданная в сотрудничестве с Ольгой Свибловой, которая нас очень поддержала. Увидев на выставке уникальные фотографии и документы, услышав потрясающие истории об «Известиях», наши коллеги из «АСТ-Эксмо» загорелись и решили, что эта наша работа должна стать книгой», – рассказала Наталия Осипова.
Книга построена в форме «летописи» столетней истории газеты и страны – от Февраля 1917 до наших дней. Каждому году посвящен отдельный блок материалов. Отдельное место в книге занимают сюжеты, раскрывающие взаимоотношения прессы и власти, малоизвестные факты, связанные с историей «Известий» и ключевых фигур XX века. Авторы постоянно открывали все новые факты, работу над книгой можно было продолжать бесконечно. Так, за несколько дней до отправки книги в печать выяснилось, что рубиновые звезды на башнях Кремля были поставлены, в том числе, на деньги газеты «Известия», которая в 20-30-е годы была очень богата – в редакции стояла очередь на размещение коммерческих объявлений.
Важная особенность книги – ее мультимедийность. Книга создана с учетом современных цифровых технологий. Все блоки материалов снабжены специальными QR-кодами. Считав их с помощью приложений для гаджетов, читатель может попасть на сайт исторического проекта «100 лет – 100 дней» 100.iz.ru и узнать еще больше интересных подробностей о событиях столетия в мультимедийном формате – здесь есть видео, материалы о героях года, инфографика, фотогалереи, архивные полосы, тематические видеоэкскурсии. «Таким образом, книга «Известия». История века» становится полифоничной: читатель одновременно может увидеть событие через архивный документ, фотографию, газетную полосу и прочитать тексты, написанные современными авторами о тех исторических событиях. Все это дает уникальную возможность оказаться в любом месте и времени минувшего столетия», – подчеркнула автор и редактор проекта Наталия Осипова.
Главными действующими лицами книги «Известия. История века», как рассказали участники презентации, – стали герои газетных публикаций за 100 известинских лет. Это политики, ученые, писатели, религиозные и общественные деятели. Среди них – Патриарх Тихон, Михаил Кольцов, Владимир Ленин, Лев Троцкий, Николай Бухарин, Демьян Бедный, Никита Хрущев, Иосиф Сталин, Анатолий Луначарский, Максим Горький, Владимир Маяковский, Георгий Жуков, Юрий Гагарин, Александр Твардовский, Александр Солженицын, Чарли Чаплин, Джон Кеннеди, папа Римский Иоанн XXIII, Василий Аксенов, Илья Эренбург, Алексей Толстой и многие другие.
Один из старейших сотрудников газеты, председатель Исторического клуба «Известий» Станислав Сергеев отметил высокий уровень подготовки юбилейного издания. Он сказал, что книга «Известия. История века» сохраняет преемственность известинских журналистских традиций и продолжает линию исторических публикаций газеты и книжных изданий, посвященных истории «Известий». Станислав Сергеев пришел работать в газету в период Оттепели, когда главным редактором был легендарный Алексей Аджубей. Председатель исторического клуба рассказал о том, как тесно связаны журналистика и литература в «Известиях». «Журналисты газеты вырастали до уровня больших писателей, а писатели становились журналистами, создавая яркие репортажи и очерки. Один из ярких примеров такой литературоцентричности «Известий» – блестящая публицистика времен Великой Отечественной войны».
Бильд-редактор проекта Татьяна Киреева рассказала о работе с фотоархивом газеты «Известия» в процессе подготовки книги: «Каждый материал иллюстрирован фотографиями из «золотого фонда» «Известий». Авторы снимков – мировые классики фотоискусства, признанные в России и за рубежом – Виктор Ахломов, Сергей Смирнов, Павел Трошкин, Дмитрий Бальтерманц, Георгий Зельма, Николай Петров, Александр Стешанов. В объектив фотокорреспондентов Известий» попадали как важнейшие исторические события – революция, Гражданская война, Великая Отечественная, индустриализация, встречи крупнейших мировых политиков, покорение космоса, создание великих произведений искусства, спортивные состязания, так и повседневная жизнь огромной страны, – объяснила Татьяна Киреева.
Авторы книги рассказали, что для книги «Известия» впервые открыли свой уникальный архив. До недавнего времени документы редакции, касающиеся наиболее важных событий и материалов, хранились в особых папках под грифом «секретно». В книге представлены мандаты революционного времени, дающие представление об исключительных правах красных комиссаров в первые годы советской власти, журналистские аккредитации и билеты на первые съезды Советов и ВКП (б), секретная переписка главных редакторов газеты с Иосифом Сталиным и другими видными политическими деятелями СССР, документы военного времени». «Пожалуй, это единственный такой массив документов, который не только рассказывает об истории одного, пусть и знаменитого, издания, но показывает, как были устроены взаимоотношения прессы и советского государства, как работал механизм принятия решений, как создавалось общественное мнение, – рассказала на презентации креативный редактор «Известий» Наталия Осипова. «Архив никогда не изучался и не публиковался. Книга – первый опыт публикации этих интереснейших документов, которые еще ждут своих исследователей и киносценаристов», – уточнила Наталия Осипова.
Яркость, остроту, цвет и настроение книги во многом создали работы классика политической сатиры художника Бориса Ефимова, отдавшего «Известиям» 86 лет жизни. Его первая карикатура появилась в газете 4 октября 1922 года, и с этого момента ни одно политическое событие международного масштаба не оставалось без его творческого резюме. Антигероями карикатур Ефимова были Чемберлен, Муссолини, Геринг, Геббельс, Черчилль, Трумэн и многие другие. Они никого не оставляли равнодушным, а Гитлер даже считал Ефимова своим личным врагом. «В книгу вошли не только лучшие карикатуры художника, публиковавшиеся на страницах «Известий», но и дружеские шаржи на великих современников, которые Ефимов рисовал в течение всей жизни. Современников у художника было великое множество – он прожил 108 лет и успел запечатлеть революционерку Александру Коллонтай, одного из первых редакторов «Известий» Юрия Стеклова, эстрадного певца Леонида Утесова, министра культуры Екатерину Фурцеву, поэтов Владимира Маяковского и Александра Твардовского, Никиту Хрущева, Леонида Брежнева, Бориса Ельцина и даже некоторых нынешних политиков.
Этими работами поделилась с «Известиями» семья Бориса Ефимова. Многие из них публикуются впервые», – рассказала Татьяна Киреева.
Одна из авторов книги Наталия Завьялова рассказала об уникальных находках, которые были сделаны в ходе изучения архивных полос газеты «Известия». «Я предлагаю в книге свою версию, например, того, откуда писатели Илья Ильф и Евгений Петров могли взять ставшую крылатой реплику Остапа Бендера «Командовать парадом буду я» или откуда в речевой обиход вошло так популярное сегодня выражение «Рука Москвы», – сказала журналист.
|