Экранизация романа Амора Тоулза «Джентльмен в Москве»
В издательстве «Эксмо» в трендовом формате «европокет» выходит известная книга Амора Тоулза «Джентльмен в Москве» – необыкновенная история графа, приговоренного к пожизненному заточению в отеле «Метрополь». Взгляд на постреволюционную Россию глазами современного американского писателя. А превратит роман в мини-сериал и сыграет в нем главную роль Кеннет Брана, известный многим по последним своим фильмам «Убийство в «Восточном экспрессе»» и «Тор».
Рассказанная с большим шармом, дворянской неспешностью и чуткостью к деталям, история советского джентльмена в Москве – напоминание о том, что на прошлое можно смотреть под разными углами. «Джентльмен в Москве» более 40 недель не покидал списки бестселлеров Америки и был назван одной из лучших книг 2016 года сразу несколькими важными СМИ.
1922 год, Советская Россия. Граф Александр Ильич Ростов на судебном заседании признается «враждебным рабочему классу элементом» и должен быть наказан. Еще до революции Ростов написал стихотворение, которое внесло вклад в дело рабочих и крестьян, поэтому теперь ему выбирается относительно мягкое и неожиданное наказание – заключение в отеле «Метрополь», где граф все это время после революции проживал. Если граф покинет отель, его ждет расстрел.
Вместе со свободой Ростов лишается своих вещей и дворянской роскоши. Вместо обставленного номера ему приходится жить в узкой комнатке на чердаке, иметь вместо внушительной библиотеки – несколько самых нужных книг. От родового имения Тихий час остаются лишь воспоминания. Чтобы частично сохранить привычные для него ритуалы и элементы аристократической жизни, графу приходится продать несколько спрятанных драгоценностей.
Хорошо образованный и прекрасно воспитанный, Ростов не имеет профессии (потому что людям его ранга она не нужна). Он никогда не работал и первое время (при новых условиях жизни) продолжает вести праздный образ жизни, читая, думая, вспоминая сестру и бабушку. Неизменно принимая трапезу в ресторане при отеле, граф быстро знакомится с разнообразной элитой новой России. Ближайшими друзьями Ростова становится персонал отеля, от швейцара до главного повара. Необычными спутниками Ростова становятся также одноглазый кот и девочка со странной судьбой Нина Куликова, с которой граф исследует отель вдоль и поперек. Он даже на время станет ей кем-то вроде отца.
Проходят годы, и граф, и прежде не признававший себя узником отеля, еще больше приспосабливается к жизни взаперти. Целая вереница персонажей проходит через отель, а жизнь графа остается прежней. Страна претерпевает трудности, тучи над Кремлем все чаще сгущаются, несколько близких графу людей исчезают, тогда как Ростов набирается мудрости, оставаясь аристократом до мозга костей. Ему, идеальному джентльмену, теперь приходится работать официантом, но это только повод для самосовершенствования. Ростов помогает в создании идеального соуса, идеально сервирует стол, безошибочно разбирается в вине. Судьба сводит его с известными журналистами, популярными актрисами, опальными поэтами, загадочными шпионами и опасными агентами госбезопасности. Оставаясь всегда галантным и добросердечным, граф никогда не позволяет ни обмануть себя, ни втянуть в опасную интригу. И все же Ростов, более трех десятилетий спустя, находит возможность бежать из отеля.
Несмотря на происхождение графа, он – словно бы реинкарнация английского джентльмена викторианской эпохи. Его манеры, привычка держаться, ход мыслей – все указывает на западный менталитет Ростова. «Джентльмена в Москве» можно рассматривать как необычный эксперимент по воссозданию российского дворянина таким, каким его представляют американцы. Эту книгу не стоит читать как реконструкцию советской эпохи, хотя Амор Тоулз не промахивается в фактах. История в романе живет в примечаниях, сносках, отступлениях и дополнениях, лишь мимолетно врываясь в сюжетную ткань книги. Как Советский Союз был попыткой построить социализм в отдельно взятой стране, так и «Джентльмен в Москве» – попытка сконструировать аристократическую мини-вселенную в отдельно взятом отеле.
Если сам граф – совокупность традиций прошлого, символ нерушимости джентльменства, то остальные герои книги, такие разные, с такими разными судьбами (чаще всего трагическими) – отражения меняющейся жизни новой России, теперь Советской. Отель, что бы ни случилось со страной и ее населением, стоит на месте нерушимо, тогда как посетители отеля приносят в него частички изменений, втягивая Ростова в череду эпизодов, каждый из которых тянет на отдельную книгу.
|