О книжных иллюстрациях
Книжные иллюстрации и книги всю историю своего существования были неразрывно связаны друг с другом. Если посмотреть на рукописные и первые печатные книги, то легко заметить что текст в книгах, буквицы, буквенная диакритика сплетались в сложноотделимую друг от друга, невероятно красивую вязь. Создание древних книг было настоящим искусством, мало отличавшимся от искусства художника.
Причина этого ясна — большая роль ручного труда в создании книги невольно заставляла ее автора, издателя, писца и наборщика вкладываться в книгу, пытаться сделать ее максимально удивительной, запоминающейся. Тогда все участвовавшие в процессе создания новой книги понимали — она будет служить человеку очень долго. И чем больше в создании книги появлялось автоматизированного труда, тем меньшее количество иллюстраций в ней оставалось. Книги стали дешеветь, их производство упрощалось, усложняясь (об этом мы еще поговорим). С момента написания книги до ее выхода из типографии проходило все меньше времени. Однако самым главным убийцей книжной иллюстрации стала себестоимость. После того, как авторский дизайн и эстетика уступили рациональности и эффективности, книжная иллюстрация окончательно перестала быть постоянной частью книги и превратилась в ее редкую гостью.
И что мы с вами видим сейчас? Какова роль книжной иллюстрации в современной книге?
Прежде всего, иллюстрация все реже и реже является декоративным элементом или частью дизайнерского вкуса издателя книги и все чаще играет определенную роль. Задача любой современной иллюстрации — пояснять, объяснять, рассказывать, делать написанное понятнее, помогать создать правильный визуальный образ от прочитанного в тексте и дополнять образ, который читатель создал себе самостоятельно. Соответственно, иллюстрация все чаще стала появляться в словарях и справочниках, в технических книгах (откуда она практически никогда и не пропадала). Широкое развитие компьютерных средств создания технических иллюстраций упростило их создание, и поэтому в технических книгах схемы, графики, таблицы останутся всегда (и их, скорее всего, станет еще больше). Говорить об альбомах и художественных книгах нет смысла — они без иллюстрации попросту не могут существовать.
Однако удивительно наблюдать за тем, насколько недооцененной остается роль иллюстрации в деловой литературе, в которой есть все предпосылки для появления отличной графики:
- Текст как правило достаточно сложен и требует пояснения графическими выразительными средствами.
- Иллюстрация облегчает понимание и запоминание, что немаловажно для информации, содержащейся в деловой книге.
- Книга, снабженная иллюстрациями, читается легче и быстрее.
Несмотря на все это, иллюстрированных деловых книг, изданных в России, крайне мало — по моим субъективным оценкам их не более двух-трех на десять изданных. Однако в Европе и США тенденция и статистка совершенно иная. Я специально пересмотрел англоязычные книги в своей домашней библиотеке — в среднем в восьми из десяти содержались иллюстрации (а если за иллюстрации считать схемы, таблицы, и графики, то иллюстрированными оказывались почти все книги). Западные издатели отлично понимают тенденцию — красиво иллюстрированная книга привлекает, формирует правильный вкус к изданию, учит разбираться в книгах, создает хороший книжный голод к красивому и приятному. В итоге читатель выбирает приятно оформленную книгу среди других, невзрачных и безликих. Для издателя вложение в книжные иллюстрации становится инвестицией, которая потом возвращается сторицей в виде повышенного внимания читателей к своему любимому издательству. Подобным образом работает, к примеру, «МИФ», однако немного в другом русле (книги «Манн, Иванов и Фербер», к сожалению, пока также иллюстрированы весьма скупо).
Остается только надеяться на то, что российские издатели поймут прописные истины и начнут издавать книги, украшенные приятными и полезными иллюстрациями. В итоге от этого выиграют все — и сами издатели, и читатели, и отрасль в целом.
Сергей Король
|