Умерла «муза шестидесятников» Алена Басилова
По сообщению Антона Каретникова на его странице в facebook, в возрасте 75 лет ушла из жизни «муза шестидесятников» Алена Басилова. Он написал: «Умерла Алена Басилова. Удивительная муза всех постшестидесятников. Поэт. Она останется в истории со своим бонмо «Как они смеют бить поэта!», огромными глазами и домом, в котором сошлась история нескольких важнейших для русской культуры семей и в котором истинная жизнь, жизнь русской литературы и поэзии, протекала параллельно и вопреки всему суррогату, который олицетворял собой ушедший с ней в один день Кобзон. Мне понятно, почему такой необыкновенный человек, как Леонид Губанов, не мог без нее жить и продолжал быть ее вторым взаимосообщающимся поэтическим «Я» до конца жизни. Библейская красота, несгибаемые принципы, жажда правды и дух времени, воплощением которого она была, сделали ее самой прекрасной и незабываемой в своем поколении. Прекрасная дама СМОГа. Никогда ничего и никого не боявшаяся. Недооцененная, непонятая, вечно неизданная, всегда в андерграунде, как и все они в большинстве, похороненная заживо властью и официальной советской фрондой. Не признаваемая снобской литературной тусовкой сегодня. Алёна, ты умерла в бедности и забвении, но навсегда останешься недостижимым идеалом и легендой! Люблю тебя и твои сияющие глаза нежно вместе с твоим невыносимым характером! Царствия небесного!».
Родившаяся в 1943 году москвичка Алена Басилова была дочерью театрального режиссера и композитора Николая Басилова и драматурга, поэтессы и певицы оперетты Аллы Рустайкис. Ее бабушка по матери – пианистка Ида Хвасс умерла рано, и девочку воспитывала ее сестра – художница, врач-инфекционист Алиса Хвасс, приходящаяся родственницей Лиле Брик и Эльзе Треоле, Осипу Мандельштаму.
Бегая на площадь Маяковского подкармливать голубей, 15-летняя Алена была неоднократным слушателем Маяковских чтений, которые регулярно проходили по вечерам на выходные у памятника поэту-футуристу, открытому в 1958 году. С диссидентами познакомилась, когда заступилась за поэта Юрия Галанскова, которого при чтении схватили какие-то люди в гражданской одежде. Став свидетелем беспощадного избиения и выкручивания рук автору «Человеческого манифеста», она, ни секунды не задумываясь, встала на его защиту и была также задержана.
Позже поэтесса стала одним из основателей СМОГа – неофициального литобъединения молодых поэтов, неподконтрольного партийным и госинстанциям. После разгона чтений ее квартира стала неофициальным литературным салоном, в ней в 1969 году сделали самую первую запись песен Булата Окуджавы, которые разошлись потом по всему Советскому Союзу. Ее стихотворения в советское время нигде не печатали, и даже после 90-го года выходили в искаженном или урезанном виде, оборванные на полуфразе.
|