Как скажется на книжном рынке отсутствие Нобелевской премии в 2018 году
На этой неделе, когда называются имена лауреатов Нобелевской премии за науку и экономику, стало весьма заметно упущение вызванное скандалом в СМИ. Впервые со времен Второй мировой войны в нынешнем году в литературе не будет названо имя лауреата Нобелевской премии.
Шведская академия, выбирающая литературного победителя, пережила очень громкий общественный кризис, поскольку многочисленные обвинения в сексуальных злоупотреблениях против Жан-Клода Арно – мужа члена академии Катарины Фростенсон, всплыли в прошлом году. После того, как несколько академиков покинули совет в ответ или в связи с этой полемикой, развернувшейся во многих изданиях, академия объявила, что отложит объявление о победителе этого года до следующего года, когда будут два лауреата Нобелевской премии.
На этой неделе Арно осудили за изнасилование и приговорили к двум годам лишения свободы. А что потеряли читатели от отсутствия нобелевского лауреата в нынешнем году? По мнению эксперта издания Quartzy, пожалуй, проще подумать, что они могли бы получить: не много.
Нет никакого смысла в срочности для литературного Нобеля, кроме того, что, по большей части, его не могут присудить посмертно. Это награда за достижения в их жизни, а это значит, что гораздо труднее говорить о том, кто «заслуживает», чтобы выиграть Нобелевскую премию, чем, скажем, Национальные книжные награды США или Букеровская, которые вручают за конкретные работы за истекший год. Хотя для любой литературной премии безнадежно обсуждать что-то настолько произвольное. А тем более, что правила Нобелевской премии предусматривают, что имена номинантов на награду могут быть обнародованы лишь 50 лет спустя.
В 2016 году, когда музыкант Боб Дилан выиграл литературную награду Нобеля, он стал обломком для издательской индустрии. Потому что книжные призы – это прежде всего не раздача наград литераторам, которые их заслуживают. Жюри собираются и решают, кому наклеить наклейку на обложку своей книги, которая должна быть осыпана публичной похвалой или скептицизмом. Это невероятно мощный маркетинговый инструмент, где рекламная награда гораздо больше, чем литературная.
Награда, конечно, влияет на авторов по-разному. А вот читатели, как правило, больше всего выигрывают, когда писатель относительно менее известен. Когда Патрик Модиано и Светлана Алексиевич получили приз в 2014 и 2015 годах соответственно, это вызвало новые переводы их произведений на английский язык и помогло читателям по всему миру открыть для себя новую достойную литературу.
|