Ю Несбё. Серия книг об инспекторе Харри Холе. Иностранка
Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет, то, как это водится у авторов детективных романов, в бой идут сыщики, комиссары и прозорливые старушки, коим судьбой назначено интересоваться окурками, пятнами крови и отпечатками пальцев, добиваться высшей справедливости и упрямо продвигаться к последней странице «Дела №…», сверяя свои неисповедимые пути с массовыми читательскими ожиданиями.
В нашем случае «кое-где» — это преимущественно Норвегия (хотя и с выездами за её пределы). «Кто-то» — серийные убийцы. Ну, а дни и ночи службы выпадают на долю инспектора Харри Холе, за которого мы возьмёмся чуть позже, поскольку этикет требует сначала представить его «родителя».
Поскольку Ю Несбё всё-таки не Кнут Гамсун перечислим-ка для знакомства некоторые факты его биографии, которые, впрочем, вы и без нас могли бы найти в Интернете. Но всё же. Родился 29 марта 1960 года в Осло, окончил Норвежскую школу экономики, работал внештатным журналистом и брокером на бирже. Вокалист и композитор популярной в Норвегии рок-группы «Di Derre». Себя называет рок-музыкантом, профессиональным экономистом и только потом — писателем. Но по-настоящему известен благодаря последней своей ипостаси. Уже после первого из романов о Харри Холе («Нетопырь», 1997) в критическом цеху штормило, а Несбё, удостоившись престижнейшей премии «Стеклянный ключ», отпирал двери в Европу. Сегодня у него миллионные тиражи, его читают на 40 языках, совсем недавно он разом получил Премию критиков за лучшую детскую и молодежную книгу-2010 (третья по счету книга из серии о сумасшедшем изобретателе Докторе Прокторе) и стал вторым переводным автором, добравшемся до вершины списка бестселлеров Великобритании (первым был Стиг Ларссон в 2009 году) — сей чести удостоился его роман «Леопард».
У нас на сегодняшний день выпущено 6 романов про Харри Холе из 8 существующих: «Нетопырь», «Красношейка», «Не было печали», «Пентаграмма», «Спаситель», «Снеговик». Так и не переведена на русский (почему?) вторая книга цикла. Зато вот-вот должен выйти опус № 8 — «Леопард».
А теперь пришла пора представить главного героя.
Харри Холе. Возраст – средний, меняющийся от романа к роману. Рост – 192 см – неизменен. На вид – не красавец, выглядит старше своих лет, но женщины к нему тянутся. В прошлом рок-музыкант (девушка с телевидения: «Вы такой рок-н-ролльный»), в настоящем — меломан. Не религиозен. Его следственное кредо – что чувствуешь в первое мгновение, без анализа – то и верно. Тем не менее, он много, мучительно, местами плодотворно размышляет.
Холе – себе на уме и сам по себе. Не переносит успешных политиков, бюрократов, карьеристов, ура-патриотов, прекрасно понимая, что общественное пространство заточено именно под них: «Иварссон, к счастью для себя, абсолютно не замечал собственной ограниченности. Не приходилось сомневаться, что данное обстоятельство непременно будет сопутствовать продвижению по службе». Холе и PR не близнецы и не братья: «Моя работа – ловить убийцу и бандитов, а не показывать чего-то там в хорошем свете».
Его шеф думает о нём так: «Алкаш. Скандалист. Порой невыносимый наглый упрямец. И при этом – его лучший опер». Две самые устойчивые привязанности Холе – страсть к расследованию убийств и тяга к алкоголю. Попутно то наползает, то отступает чувство капитуляции перед жизнью, характеризуемое, например, полным безразличием к дырке на своём правом носке.
Холе борется с демонами – вокруг и в себе: «Прослужив двенадцать лет в полиции, поневоле заражаешься презрением к людям, которое неизбежно сопутствует этой службе. Но он этому противился, надо отдать ему должное».
Невыносимая легкость одиночества Холе – его трагедия и его сила. Потому что постоянное пребывание бок о бок со злом не светлит душу, а только добавляет морщин и шрамов. «В твоей душе только жажда мести», — говорит ему любимая женщина. Но Харри не забывает и других слов – материнских: «Жизнь без любви пуста, но ещё более пуста жизнь без боли».
Вот таков он, угрюмый скандинавский великан, наказанием вламывающийся в выверенный кристаллическим безумием безжалостно-ледяной мир преступников, как один мстящих несовершенному человечеству за проявленную к ним жестокость и несправедливость. На страницах книг Несбё много социальной и политической критики, здесь периодически вспыхивает вечный конфликт между законом и справедливостью, обнаруживается кладезь патологий и волшебных умений, кипят роковые страсти и искушаются величием или отчаянием люди.
Правда, хватает тут и литературных клише с натяжками. Когда любой маньяк, видимо, проходит сквозь стены, летает по воздуху и читает чужие мысли на расстоянии, а потому успевает всё и везде. Когда только главный герой не замечает висящее на стене ружьё и не хочет верить в силу расхожих драматургических приёмов. Впрочем, штампы не слишком большая беда, и её можно смело отнести к законам жанра.
Бывает, хотя и не слишком часто, что Несбё «пробивает» на специфический чёрный юмор. Полицейский, прибывший на совещание следственной группы по убийству, разряжает мрачноватую атмосферу шуткой: «Что это с вами? Помер кто?» Иногда доходит прямо-таки до «нордического гиньоля» и тогда один гражданин под чуткой опекой Холе узнаёт глаза своей бывшей возлюбленной, найденные в пылесосе.
Заканчивая разговор о романах Несбё, приведём ещё одно высказывание Холе: «Я думаю, все системы, на какие мы опираемся, в любую минуту может закоротить, и тогда нас вышвырнет во мрак, где нас не защитят ни законы, ни правила, где правят бал стужа и хищное зверьё, и каждый должен сам спасать свою шкуру». Кажется, читая детективы, люди испытывают «чувство глубокого удовлетворения» от того, что реально существующие мрак, стужа и зверьё надёжно повязаны словами, предложениями и правдоподобно придуманными героями. Такими, как Харри Холе.
Павел Тимошинов
|