Ингмари Халлинг, Карл Магнус Палм, Лотта Левенхаупт «ABBA. История легенды»
Waterloo и победа на «Евровидении»
«Waterloo» стал первым международным успехом АВВА. После победы на «Евровидении» 6 апреля 1974 года эта песня занимала первое место в списках хитов семи стран и находилась среди первых десяти ещё в восьми странах, включая Австралию и США, не имевших отношения к «Евровидению». Ни одна шведская песня никогда раньше не была настолько популярной.
Долгоиграющая пластинка «Waterloo» и её же синглы со шведскими и английскими версиями были выпущены в марте 1974 года и имели огромный успех в Швеции, побив рекорд продаж пластинок. Среди других известных долгоиграющих пластинок были «Honey, Honey», «Hasta Manana» и «Dance While The Music Still Goes On». После победы ABBA на песенном конкурсе «Евровидение» «Waterloo» стало хитом во многих странах, даже в США, где европейский конкурс был совершенно неизвестен. За вычетом Бьорна Шифса с его «Hooked On A Feeling», бывшего среди лидеров в американском списке ранее в том же году, шведские артисты впервые поднялись столь высоко в рейтинге США.
Бьорн:
«Мы верили, что ни у кого не может быть такой песни, как у нас, и никто не сможет выглядеть так, как мы — в одежде и всем остальном. Даже если бы мы набрали существенно меньше очков, публика запомнила бы нас, а это могло стать началом карьеры за пределами Швеции».
Фрида:
«Костюмы для этой песни имели фантастический успех. Никто не мог превзойти нас — они бросались в глаза. Эти наряды получили статус эталона в мире моды».
Для фотографии на обложку пластинки возникла идея сделать фотосессию у замка Грипсхольм в городке Мариефред. «Это для того, чтобы намекнуть на Наполеона и поместить ABBA в историческую обстановку. Сейчас совершенно невозможно использовать снимки Грипсхольма в коммерческих целях, но в то время это получилось». Ассоциация с битвой при Ватерлоo, когда Наполеона победили британцы с немцами, привела к тому, что появилось желание изобразить Наполеона на конверте. Говорят, что Наполеон был небольшого роста и поэтому низкорослого басиста Майка Уотсона, игравшего в песнях ABBA «People Need Love», «Mamma mia», «The Winner Takes It All», попросили послужить фотомоделью. «Я до сих пор считаю, что конверт был хороший, — говорит Ула Лагер, фотограф ABBA.— Тогда зернистые фотографии были популярны. Все рекламные фотографы передерживали пленку, почти разрушая её, чтобы добиться этого эффекта. С годами вкусы меняются, но эта фотография и сегодня всё ещё выглядит свежо».
ABBA и «прогрессисты»
В 70-е годы в Швеции не было никого популярнее ABBA и их долгоиграющие пластинки побили все рекорды продаж. Но музыка группы нравилась не всем. После весны 68-го года часть музыкальной жизни Швеции политизировалась с появлением так называемого Музыкального прогрессивного движения (прогрессив-рока). Происходила довольно интенсивная перестрелка между «прогрессистами» — представителями Музыкального движения, записи которых делались на фирмах MNW (Музыкальная сеть в г. Ваксхольме), Silence и Nacksving, оказывавшими им поддержку, и «коммерческими» артистами, сотрудничавшими с обычными фирмами грамзаписи, например, фирмой Polar Music, как в случае с ABBA.
Политизация находила отражение в культурной жизни в целом. Хотя многие крупные газеты писали об ABBA положительно, довольно часто группу критиковали. Чаще всего доставалось их менеджеру Стиккану Андерсону. «Некоторых превозносили, а нас принижали, — утверждает Фрида. — Для меня музыка не имеет водоразделов, нравится вам это или нет».
Конверт к альбому ABBA стал своего рода ответом критике. «Мы решили поставить во главу угла то, что они воспринимали себя звездами первой величины, хотели сыронизировать над этом, — говорит фотограф Ула Лагер. — Моя жена Моника была помощницей режиссёра и позаботилась о реквизите, необходимом для фотосессии. Был использован Бентли, принадлежавший финансисту Торстену Кройгеру, и шофёром на видео стал тогдашний владелец автомобиля. На заднике конверта нам хотелось чего-то в духе 30-х или 40-х годов, немного романтики из жизни кинозвезд. Фотографировали в вестибюле тогдашнего отеля «Кастл» на улице Риддаргатан в Стокгольме, у которого был подходящий стиль». Дизайнер Рон Сполдинг до сих пор гордится этим альбомом. «Посмотрев на конверт, видишь, что он действительно дизайнерски продуман. В каждое окно автомобиля кто-то заглядывает — один или несколько человек. Все детали продуманы. Этим и занимается арт-директор».
Но многие не почувствовали иронического подтекста в оформлении конверта и взвились на дыбы, увидев разодетых членов ABBA в Бентли с бокалами шампанского в руках, снаружи стояли их поклонники и глазели на роскошную жизнь поп-звезд. Конверт тут же был спародирован шведской группой Peps Blodsband. На конверте долгоиграющей пластинки «Hög standard» («Высокий стандарт») группа втиснулась на заднее сиденье Фольксвагена с кофе в термосе вместо шампанского.
«Это было время ‘прогрессистов’, — вспоминает Пепс Перссон. — Я смотрел на ABBA как на какой-то продукт индустрии, а конверт с роскошной жизнью на заднем сиденьи автомобиля выглядел провокационно. Тогда мы решили сделать на него пародию. Но я слышал, что когда ABBA увидела мой конверт, они все от смеха чуть со стульев не попадали. Все же у них это была добродушная провокация». И парни, занимавшиеся конвертом для ABBA, тоже не очень обиделись. «Сначала нужны такие как ABBA, со всеми их новшествами, а потом появляются другие и делают пародии — это я принимаю как комплимент» — комментирует Рон Сполдинг.
Но, даже воспринимая пародию Пепса безболезненно, членам ABBA не всегда было легко переварить то негативное, что писалось об их музыке, даже при всем грандиозном успехе в Швеции и за границей. «У меня до сих пор словно уколы в сердце, — признаётся Фрида. — Меня так расстраивала критика в наш адрес за то, что мы делали именно так, как сейчас восхваляется. Слышать теперь, как рассказывают о том, что пластинки ABBA прятали в платяном шкафу, но охотно слушали в одиночестве … Приятно такое пережить?»