Сергей Чобан, Анна Мартовицкая «Три дня в Париже»
Столица Франции, общепризнанный центр моды и высокой кухни, один из самых красивых и романтических городов мира, в облике которого нашли отражение все основные архитектурные стили
Как добраться
Прямые авиарейсы из Москвы ежедневно совершают авиакомпании «Аэрофлот» и Air France (из аэропорта «Шереметьево» в аэропорт «Шарль де Голль»), авиакомпании Aigle Azur («Домодедово» – «Орли») и «Россия» («Внуково» – «Орли»); из Санкт-Петербурга – Air France и «Россия» («Пулково» – «Шарль де Голль»).
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОРОДЕ
Париж обладает разветвленной, удобной и отлично организованной сетью общественного транспорта, включающей в себя метро, автобусы, трамваи, водный транспорт и пригородные скоростные поезда RER, проходящие через центр города. Стоимость однократной поездки – €1,90. Можно приобрести комплект сразу из десяти билетов («carnet») стоимостью €14,50 или проездной на день (Mobilis) за €7,30. Билеты продаются в любом газетном киоске, а также в специальных автоматах, установленных на входах в метро.
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
Отдельно следует сказать о речных судах, курсирующих по Сене – «главной авеню XXI округа Парижа».
Маршруты Batobus работают круглый год и имеют 9 остановок между Эйфелевой башней и Елисейскими Полями, охватывая, таким образом, все самые главные достопримечательности центрального Парижа, обращенные к реке. Полная продолжительность маршрута – 2 часа, билет на сутки (€17) дает право выйти на любой остановке и затем продолжить поездку в любом направлении.
Расписание и билеты – http://www.batobus.com
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Если вы приехали в Париж ради посещения как минимум нескольких музеев и памятников архитектуры, имеет смысл приобрести Paris Museum Pass – карту, дающую право прохода (причем без очереди!) в 60 ведущих учреждений культуры. Стоимость карты на 2 дня – €48, на 4 дня – €62.
Приобрести – http://parismuseumpass.com
Как добраться до центра города
Из главного аэропорта Парижа «Шарль де Голль» до центра города удобнее всего добраться на скоростном поезде RER (30 мин. в пути, отправление каждые 15 мин. от терминала 2) или автобусе Roissybus (45 мин. в пути, отправление каждые 15 мин. от терминалов 1 и 2). Из аэропорта «Орли» в центр города также ходит скоростной поезд RER (40 мин. в пути, отправление каждые 15 мин.). На семью или группу из нескольких человек из любого аэропорта также можно заранее забронировать трансфер на микроавтобусе – www.bluvan.fr
КАК УСТРОЕН ГОРОД
Французская столица включает в себя окруженный бульваром Периферик (кольцевой автодорогой) собственно Париж, население которого составляет около 2 миллионов человек, и городскую агломерацию за его пределами, т.н. Большой Париж, в котором суммарно проживают до 10 млн человек. Протяженность исторического Парижа равна примерно 12 км, через него с востока на запад протекает река Сена. В самом центре города река делает изящный изгиб, омывая остров Сите, который часто называют «колыбелью Парижа»: в середине III века до н.э. именно здесь поселилось кельтское племя паризиев. Они возвели на острове крепость Лютеция, неприступную настолько, что лишь два века спустя ее смогли завоевать римляне. После этого Лютеция стала называться Городом паризиев (лат. Civitas Parisiorum), затем просто Паризием, а затем уже Парижем. В 470 году город завоевали франки во главе с Хильдериком I, и уже в конце V века Париж впервые был провозглашен столицей Франкского государства.
Исторический Париж разделен на двадцать округов (arrondissements), каждый из которых, в свою очередь, имеет по четыре квартала (quartiers). Округа расположены по спирали, отражающей исторический рост города, нумерация начинается с Лувра (стр. 47). Помимо королевского дворца, в котором сегодня расположен всемирно знаменитый музей, в I округе находятся сад Тюльири (стр. 51), королевский дворец Пале-Рояль, Сент-Шапель и Консьержери (стр. 40), Вандомская площадь (стр. 118) и театр «Комеди Франсез».
Если смотреть на карту Парижа, запомнить расположение девяти наиболее интересных с точки зрениятуриста округов очень просто. Севернее I округа, примыкающего к Сене, то есть над ним, расположен II округ – он назван в честь находящейся здесь Фондовой биржи (Bourse) и известен сосредоточием множества банков. Еще выше/севернее, разместился IX округ – Opera, прославившийся Оперой Гарнье (стр. 114) и знаменитым торговым пассажем «Галерея Лафайетт» (стр. 115).
Левее (западнее) Лувра расположился VIII округ – Елисейские Поля, получивший свое название в честь, наверно, самого знаменитого проспекта в мире (стр. 59). Здесь же находятся резиденция французского президента – Елисейский дворец, Триумфальная арка (стр. 67), уникальная церковь Мадлен, выстроенная по приказу Наполеона Бонапарта в греко-римском стиле, и мост Александра III (стр. 31).
И наконец, правее, то есть восточнее, Лувра раскинулись третий и четвертый округа. Именно в IV округ входит большая часть острова Сите с расположенным на нем собором Парижской Богоматери (стр. 30), а также один из самых престижных кварталов города – Маре, в котором сосредоточено огромное число музеев (например, Центр Жоржа Помпиду (стр. 123), дом-музей Виктора Гюго, музей Пабло Пикассо и Музей истории Франции). Маре, частично занимающий также III округ, свое название получил от французского слова le marais, что в переводе означает «болото»: эту изначально действительно очень болотистую местность в XIII веке осушили рыцари-тамплиеры, и постепенно она превратилась в процветающий квартал, в котором право возвести особняк получали лишь самые знатные и состоятельные парижане.
Для понимания географии Парижа принципиально важно учитывать и роль Сены – водная артерия («XXI округ», как ее часто называют сами французы) делит город на две части: северную, более известную как Правый берег (rive droite), и южную, которую жители города именуют Левым берегом (rive gauche). Все уже описанные нами округа, равно как и более удаленный от центра XVIII округ Монмартр (стр. 130), расположены именно на Правом берегу, исторически служившем средоточием административных, финансовых и крупнейших культурных институций города, достойную компанию которым всегда составляли роскошно отделанные дворцы и особняки представителей аристократии.
Левый берег в этом смысле отличается от своего соседа кардинально: расположенные здесь пятый, шестой и седьмой округа характеризуют более свободная по своей планировке и внешней отделке застройка. V округ получил название Пантеон в честь одноименной усыпальницы (стр. 80) великих французов: здесь расположены Сорбонна, самый престижный университет Франции, раскинувшийся вокруг нее знаменитый Латинский квартал (стр. 86) и один из красивейших бульваров Парижа – Сен-Мишель. Это по-настоящему живописный район, в котором гармонично соседствуют художественные студии и студенческие кампусы, камерные бутики и крупные торговые центры, недорогие бистро и шикарные рестораны. Расположенный чуть западнее VI округ Люксембург назван так в честь Люксембургского дворца, который сегодня является резиденцией французского сената, и Люксембургского сада (стр. 84) – излюбленного места отдыха парижан. К числу ключевых достопримечательностей этого округа относятся древнейшая церковь французской столицы Сен-Жермен-де-Пре (стр. 87), Высшая национальная школа изящных искусств (Les Beaux-Arts de Paris) и бульвар Сен-Жермен – в прошлом слывший интеллектуальным и культурным средоточием парижской жизни, а сегодня по праву считающийся одной из главных торговых улиц города. И наконец, VII округ Пале Бурбон не обходит своим вниманием ни один турист – именно здесь расположены музей Орсе (стр. 94), Дом инвалидов (стр. 103) и едва ли не главный символ Парижа – Эйфелева башня (стр. 68). Кстати, в структуре современного Парижа именно этот округ считается главным политическим центром: сегодня здесь сосредоточены многие федеральные ведомства, посольства иностранных государств, Национальное собрание и штаб-квартира ЮНЕСКО.
ИСТОРИЯ ГОРОДА
Первое письменное упоминание города относится к 53 г до н.э. – в своих «Хрониках Галльских войн» о городе Лютеция кельтского племени паризиев пишет Гай Юлий Цезарь. Всего год спустя его легионы установили над территорией острова Сите безоговорочный контроль и правили городом на протяжении нескольких веков. Как уже говорилось, в V веке н. э. римлян вытеснили франки, в 508 году н. э. Париж стал столицей их королевства. Впрочем, развивать город с присущим этому статусу размахом начал лишь в конце X века Гуго Капет, основатель династии Капетингов и основоположник наследственной монархии. Вслед за ним каждый монарх стремился оставить в облике Парижа свой след. Так, в период правления Филиппа II Августа (с 1180 по 1223 г.) в Париже были замощены улицы, на правом берегу начато строительство Лувра, а на левом основан университет (таким образом, «функциональное» разделение берегов Парижа уходит своими корнями именно в Средние века). Людовик IX, прозванный Святым (правил в 1226-1270 гг.), построил Сент-Шапель, а Карл V, первый правитель Франции после Столетней войны (1328-1425), возвел знаменитую Бастилию и городские стены, увеличившие площадь города почти вдвое.
Со времени правления Людовика XII (1498-1515 гг.) и особенно в годы правления Франциска I (1515-1548) в градостроительстве Парижа начался подлинный расцвет – по всему городу возводятся роскошные ренессансные дворцы, разбиваются красивые парки. Бур-ное развитие города не остановил даже тот факт, что в эпоху Людовика XIV королевская резиденция была перемещена в Версаль. Огромную роль в этом процессе сыграл Жан-Батист Кольбер, глава правительства Людовика XIV, при покровительстве которого в Париже выстраивается Дом инвалидов (стр. 103), предназначенный для лечения раненых солдат, создаются величественные площади – Побед и Вандомская (стр. 118), прокладываются первые бульвары, а также основываются Академия надписей и литературы (1663), Королевская академия наук (1666), Королевская академия музыки (1669) и Королевская академия архитектуры (1671). Появление последних чрезвычайно укрепило роль Парижа как значимого центра искусств и просвещения и стало привлекать в город лучших ученых и художников со всей Европы. И нет никаких сомнений в том, что с тех пор французская столица уже никогда не утрачивала этот статус – изменить положение вещей, к счастью, не смогли ни Великая французская революция (1789-1799), ни Парижская коммуна (1871), ни разрушительные войны XX века.
Очень высокий темп развития Париж взял в эпоху правления Наполеона Бонапарта (был императором Франции в 1804–1814 гг. и в течение ста дней 1815 года), при котором была проложена улица Риволи, начаты сооружение северного крыла Лувра, строительство набережных Сены и возведение Триумфальной арки на площади Этуаль (стр. 67), создан новый городской водопровод, а многие площади украшены фонтанами. Но, конечно, самый значительный след в градостроительной истории французской столицы оставил Наполеон III (правил с 1848 по 1870 г.), задумавший коренную модернизацию города и пригласивший для ее осуществления видного градостроителя своего времени, префекта департамента Сены барона Жоржа Эжена Османа. В соответствии с разработанным Османом проектом на месте сверхплотно застроенных средневековых районов с узкими улочками возникла геометрическая сеть бульваров и проспектов. На западной и восточной границах Парижа были созданы «зеленые легкие» – Булонский и Венсенский лес, в черте города разбито несколько парков, практически в каждом квартале организованы скверы. Кардинально изменил Осман и старейшую часть Парижа, остров Сите: все постройки между Консьержери и собором Парижской Богоматери были снесены, а на их месте сооружены здания префектуры полиции и коммерческого трибунала. Между новыми зданиями были проложены три прямые улицы, переходящие в мосты, соединяющие остров с Правым и Левым берегами. Все вместе эти преобразования оказались настолько масштабными, что фактически город утратил свой исторический облик, и на свет появился новый, столь любимый нами сегодня Париж с его элегантными бульварами, уютными скверами и сомасштабной человеку застройкой, в которой преобладают 6-7-этажные здания с детально проработанными фасадами и оцинкованными мансардными кровлями.
Во второй половине XIX века в обновленном Париже прошли 5 из 21 Всемирных выставок (1855, 1867, 1878, 1889, 1900), что красноречиво свидетельствует о культурном и политическом влиянии французской столицы. Для выставки 1889 года инженер Гюстав Эйфель построил самое высокое здание города – башню, позже названную в его честь (стр. 68), а к выставке 1900 года в Париже был открыт мост Александра III (стр. 31).
И наконец, еще одной грандиозной трансформацией город обязан Франсуа Миттерану (президент Франции с 1981 по 1995 г.), выступившему инициатором программы «Большие проекты», в рамках которой в Париже были реализованы Пирамида Лувра (арх. Мин Пей, стр. 51), Институт арабского мира (арх. Жан Нувель) в Латинском квартале, Опера Бастилии (арх. Карлос Отт), Большая арка в квартале Дефанс (арх. Йохан Отто фон Спрекельсен) и новое здание Национальной библиотеки (арх. Доминик Перро). Часы работы Банки в Париже работают с 10:00 до 17:00 по будням, магазины (за исключением самых крупных) – с 10:00 до 18:00 в будни и сб. Рестораны, как правило, открыты лишь в обед, с 12:00 до 15:00, и затем вновь открываются на ужин – с 19:00 до 23:00. В течение всего дня работают брассери и бистро (аналоги наших кафе), а также крепери (блинные).