При чём тут Брисбен?
Новый роман Евгения Водолазкина «Брисбен» я начинал читать с осторожностью. Во-первых, потому что к двум предыдущим его произведениям у меня отношение разное. Мне очень понравился «Авиатор», а вот «Лавра» я не дочитал. Мне показалось, что это совсем не моё. Пытался. Устал и бросил. И от нового романа не знал чего ждать. Если он скорее как «Авиатор», то отлично. А если скорее как «Лавр», то может и не стоит тратить время.
Во-вторых, попавшаяся мне на глаза аннотация ясности и оптимизма мне не добавляла: «Главный герой «Брисбена» гитарист-виртуоз Глеб Яновский теряет возможность выступать из-за болезни и пытается найти новый смысл существования, перебирая воспоминания о детстве и юности.»
За такой формулировкой может скрываться все, что угодно. ネ я опасался, что увижу роман-преодоление о непростой жизни людей с тяжелыми заболеваниями, что, при всем уважении к их проблемам и понимании важности темы, не сулило увлекательного чтения, а отдавало депрессивным настроением, которого и без того в литературе достаточно. Писать интересные и цепляющие аннотации вообще умеют немногие, но это отдельная тема.
В общем, забегая вперед скажу, что опасения, к большой моей радости, оказались беспочвенными: книга мне очень понравилась, и прочитал я ее запоем за пару дней.
Сюжетная линия романа действительно такова, как описано в аннотации, но сути произведения она, конечно же, не отражает. Все намного сложнее, глубже и интереснее.
Главный герой книги – всемирно известный гитарист Глеб Яновский, у которого действительно начинают проявляться симптомы болезни Паркинсона, делающие невозможным продолжение его блистательной карьеры виртуоза – пальцы не слушаются, играть на гитаре невозможно. Но роман не про это, а про жизнь, про музыку, про искусство, про любовь, про отношения, про Украину и Россию (но ровно в той дозе и так тонко, чтобы не вызвать отвращение от этой набившей оскомину темы).
В «Брисбене» – два рассказчика: сам Глеб Яновский от первого лица о том, что происходит в настоящем (с 2011-го года и позже) и писатель Нестеров о детских, юношеских и молодых годах музыканта. Глава от одного – глава от другого. Это создает динамику и ту самую полифонию о которой так много в романе сказано и которой весь роман пронизан: два рассказчика, два родных языка героя (русский и украинский), две профессии (музыкант и филолог), страны, в которых живет Яновский (Советский Союз, Россия, Украина, Германия), яркие исторические и политические события, к которым герой пытается прикоснуться (Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге во время путча 1991-го года и Крещатик в Киеве во время Майдана в 2014 году) и т.д.
И вот с двух точек повествования мы видим как герой растет, взрослеет и разными не простыми и не прямыми тропками идет к мировому успеху и славе, и параллельно наблюдаем его сегодняшнего, получившего диагноз-приговор и ищущего для себя способ с этим жить. И несмотря на то, что многие события в романе достаточно трагичны, книга совсем не мрачная, а очень светлая и местами просто веселая.
В поисках ответов на важнейшие жизненные вопросы (а занимается этим поиском герой активно на протяжении всей своей жизни, а не только после начала болезни) Яновский ведет и нас за собой и идти вместе с ним также увлекательно, как и следить за перипетиями его карьерного пути:
«Глеб: так ведь идти в этом случае можно только назад, из сегодня во вчера. Какой в этом движении смысл?
Мефодий: с точки зрения вечности нет ни времени, ни направления. Так что жизнь – это не момент настоящего, а все прожитые тобой моменты.
Глеб: ты говоришь о настоящем и прошлом, но молчишь о будущем – так, будто его нет.
Мефодий: а его действительно нет. Ни в один из моментов. Потому что оно приходит только в виде настоящего и очень, поверь, отличается от наших представлений о нем. Будущее – это свалка фантазий. Или – еще хуже – утопий: для их воплощения жертвуют настоящим. Все нежизнеспособное отправляют в будущее.
Глеб: но человеку свойственно стремиться в будущее.
Мефодий: лучше бы этот человек стремился в настоящее.»
В общем, если хотите провести несколько отличных часов в компании с очень интересными собеседниками, поговорить о важном и вечном, поискать ответы или просто прожить очередную новую жизнь вместе с новым героем ( не каждый герой достоин того, чтобы с ним это делать, но в данном случае оно того стоит) – читайте роман Евгения Водолазкина «Брисбен».
Ну и, конечно, у вас возник вопрос – а при чём тут Брисбен и имеет ли Австралия какое-то отношение к произведению? Отвечаю – практически ни при чем. Брисбен – это призрачный город-мечты матери главного героя, который казался ей воплощением рая на земле и в который она мечтала переехать жить. Переехала или нет – узнаете (или нет? J) из романа.
Автор: Тимур Асланов, главный редактор журнала «Пресс-служба»
|