Князя Одоевского почтят как писателя, философа и музыковеда
11 марта исполнилось 150 лет со дня кончины писателя, музыковеда и композитора, русского мыслителя Владимира Одоевского. Памяти Великого князя Владимира Федоровича посвящена международная научная конференция, проведение которой запланировано на 17-20 июня в ИМЛИ РАН и Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» в столице. На встречу «Литература и философия: от романтизма к XX-му веку» соберутся не только российские ученые, но и приедут гости из Франции, Германии и Соединенных Штатов.
Читателям Владимир Одоевский наиболее всего известен как автор знаменитого «Городка в табакерке», но литератор помимо этого произведения создал много других сочинений, которые вошли в сборник «Сказки дедушки Иринея». Однако главным произведением писателя стал роман «Русские ночи», о котором Кюхельбекер написал: «Книга Одоевского «Русские ночи» — одна из умнейших книг на русском языке… Сколько поднимает он вопросов! Конечно, ни один почти не разрешен, но спасибо и за то, что они подняты — и в русской книге!». Критические статьи, философские новеллы и таинственные повести Одоевского с удовольствием читал Пушкин, а сам Одоевский положил на музыку некоторые стихотворения Пушкина. Именно ему принадлежат горестные строки на гибель великого поэта известные каждому россиянину: «Солнце русской поэзии закатилось…».
Одоевский также был издателем и общественным деятелем, организовал литературно-философский кружок «Общество любомудрия» и Литературный салон, именно благодаря ему было основано Русское музыкальное общество и при его горячем участии основали Московскую консерваторию.
В анонсе конференции на сайте ИМЛИ говорится: «Имя выдающегося романтика, писателя и музыкального критика маркирует важнейшую веху в истории взаимодействия литературы и философии — в 2019 году исполняется 175 лет публикации романа В. Ф. Одоевского «Русские ночи» — первого отечественного философского романа. В романе воплотилась оригинальная «философия искусства» — предназначение творца и отношение к дарованию — своему и чужому, мистическая роль музыки в выявлении скрытых основ мироздания и человеческой личности».
|