Лена Климова «Настоящая девчонка»
Глава 1. Твое тело
Что общего у красоты и фумельнации
Готова поспорить на что угодно — ты не всегда любишь свое тело.
Ты не полностью довольна своей внешностью. Временами разглядываешь себя в зеркале с мыслью: «Все бы ничего, только вот прыщи…
И бока… И нос длинноват…» Или даже настолько ненавидишь себя, что не смотришься в зеркало и ускоряешь шаг, когда проходишь мимо
него. Думаешь: «Я уродина. Хуже всех на свете».
Если это так — мне очень печально. И мне есть что рассказать тебе. Я тоже не любила свое тело. Меня не учили его любить — учили только ненавидеть. Вот мои безжалостные учителя.
Девушки и женщины с журнальных обложек. Они улыбались, показывая ровные белые зубы. Их кожа сияла, как подсвеченная изнутри. Ни единого прыщика, шрамика, веснушки. Сияли даже белки глаз — ослепительные, как снег.
Я не знала, что для одной удачной картинки надо отщелкать сотни дублей. Что снимки долго обрабатывают, вытравливая каждый прыщик, шрамик и веснушку. Что белки глаз отбелены в фоторедакторе. Я видела только совершенное тело — не такое, как мое. Перед зеркалом я оттягивала нижнее веко и с неприязнью смотрела в глаз — уставший от чтения, желтоватый и синеватый, с красными прожилками. Косилась на нос, где постоянно восседала парочка прыщиков. На щеки, которые то шелушились, то блестели, но никогда не были матово — гладкими и бархатными, как щеки девушек-моделей с обложек.
Девушки и женщины из рекламных роликов ничуть не отставали. Их совершенство поражало. С экрана долетал шепот: все в восторге от тебя! От меня никто не был в восторге. Девушки подмигивали: мы знаем, что тебе нужно. Тушь для ресниц. Крем. Шампунь. Румяна.
Тени. Купи — и станешь красивой и счастливой, как мы.
Знакомые тоже подливали масла в огонь. Они цокали языками и качали головами.
У тебя бледные губы, ты знаешь? Купи помаду.
Хорошая у нас девочка, только блеклая, и волосы мышиные. Почему ты не красишься, уже давно пора.
Все они — журналы, реклама, люди вокруг — хором говорили: ты несовершенна. Ты недостаточно хороша. Надо работать над собой, и только тогда ты заслужишь любовь. И я верила.
Я не помню, что случилось со мной, когда и почему. Наверно, потому, что я люблю докапываться до самой сути. Сомневаться. Задавать вопросы. И я задала себе вопрос:
— Женщинам говорят, что их главная ценность — красота. Женщины стремятся к красоте. Но что это такое?
Легко ответить? Не очень. В поисках ответа я сделала много открытий.
Стандарты красоты зависят от времени и общества
— Хочешь быть красивой?
— Кто ж не хочет.
— Сейчас я скажу, что делать. Итак… Наденешь корсет? Можно вдобавок пару ребер удалить…
— Нет!
— Я так и думала. Может, побрить голову наголо?
— Еще чего.
— А как насчет металлической спирали, которая сделает шею длинной-длинной?
— Какой ужас! Нет.
— А может быть, забинтуешь ступни, чтобы они не росли?
— Это просто варварство. Ни в коем случае.
— Даже не знаю, что и предложить… Как насчет похудения?
— Да! Подходит!
Диалог я выдумала, а все остальное — нет. О корсете ты наверняка слышала. Европейские дамы стягивали им тела и грудь, чтобы казаться стройнее. И падали в обмороки не из‑за хрупкости, а потому, что буквально не могли дышать. Голова красавицы из африканского племени масаи должна быть наголо выбрита. Женщины народа падаунг, живущего в Таиланде и Мьянме, носят на шее металлическую спираль, которая удлиняет шею. В Китае девочкам высокого происхождения почти десять веков туго бинтовали ноги, чтобы ступни не росли.
Последствия — сломанные кости, отмирание тканей, искривление стопы, иногда мучительная смерть. Невеста с недостаточно маленькими
ногами не могла выйти замуж: ее называли уродиной. Не знаю, как ты себя чувствуешь сейчас, — мне больно даже писать об этом.
Будь ты знатной европейской дамой — ты бы считала эталоном красоты окружность талии размером с твою шею. Будь ты китаянкой лет триста назад — ты бы стремилась к крохотным изуродованным стопам. Ты живешь здесь и сейчас — и лишь поэтому считаешь красивыми худобу и удаление волос на ногах. Другой причины нет.
Стандарты красоты противоречат друг другу
— Улыбайся чаще, твоя красота в улыбке и милом, приветливом
виде.
— Улыбайся реже, а то появятся морщины — станешь некрасивая.
Где логика? Ее нет.
— Ты что, не накрасилась? Выглядишь слишком уныло. Неухоженная лентяйка. Да тебе плевать на правила приличия. Какие маленькие губы и глаза! Фу. Моль бледная.
— Ты что, накрасилась? Выглядишь слишком откровенно. Глупая ветреная девчонка. Только о косметике и мальчиках и думаешь. Какие вызывающие губы и глаза! Фу. Легкомысленная, размалеванная кукла.
Где логика? Ее нет. Что бы ты ни делала — ты неправа.
Красота заключена в чужом взгляде и мнении — не в моем
Говорят, красота — в глазах смотрящего. Но что случится, если я спрошу у сотни людей, красива ли я? Знаю: большинство ответит «нет», только причины у каждого будут свои. Первый скажет: «Ты слишком толстая», второй — «Чересчур тощая», третий назовет миленькой, четвертый — уродиной, пятый посоветует остричь волосы, шестой — отрастить их…
Хватит! Почему я должна прислушиваться к тому, что другие думают о моей внешности? Почему я сама не могу посмотреть на себя и сказать: я красива? Разве чужое мнение о моих ногах или губах отнимает красоту? А если отнимает, что тогда такое красота?
Красоты невозможно достичь
Нет ни одной женщины, которую все считают красивой. Идеальной. Образцом. Всё — она совершенна, нечего менять. Так не бывает.
Даже самых стройных и подтянутых, самых признанных и сногсшибательных, известных актрис и супермоделей считают недостаточно красивыми.
Подождите. Минуточку! Я чувствую подвох, и не один.
Итак. Стандарты красоты зависят от времени и от общества. Они противоречат друг другу. Красота заключена в чужом взгляде и мнении — не в моем. И вообще ее невозможно достичь. Ничего себе.
И что все это значит?
Вначале я сделала вывод:
Все девочки и женщины красивы.
Но мне показалось, что он неточен и скрывает от меня истину.
Если все девочки и женщины красивы, тогда — что же такое эта самая красота?
И я сделала последний вывод и открытие, которое меня потрясло:
Красоты не существует
Ее нет. Это обман. Грандиозный обман. Слово «красота» применительно ко мне или к тебе — все равно что слово «фумельнация».
Выдуманное слово. «Ты недостаточно красива» звучит точно так же, как «У тебя маловато фумельнации». Да? Хм… Ну и ладно.
Не может быть, скажешь ты, как это — не существует? Есть же правила, по которым мы определяем, кто красив, а кто нет? Верно — есть. Эти правила называются стандартами красоты. И знаешь, кто они такие?
Твои злейшие враги.
А почему — я сейчас расскажу.
Стандарты красоты не имеют к тебе никакого отношения
В 2014 году я прочитала интервью с космонавткой Еленой Серовой. Серова — первая россиянка, которая полетела на Международную космическую станцию. Журналист задал ей вопрос: «Как планируете обходиться на орбите без косметики?» Другие репортеры на пресс-конференции спрашивали, что Серова собирается делать в космосе со своими длинными волосами. На что космонавтка отрезала: «А почему вы не спрашиваете о волосах моего коллегу Александра? Вот мой ответ!»
Я восхитилась: какая молодец! А еще мне было грустно и противно. Понимаешь, о чем я? Даже если ты преодолеешь множество тяжелейших испытаний, пройдешь обучение, сдашь экзамены и станешь космонавткой — тебе не избежать унизительных вопросов о косметике и прическах.
Кто виноват? Стандарты красоты.
Они приносят только вред. Они сухо говорят: если твои параметры не 90–60–90, если ты не красишься, если-если-если — ты плохая, ленивая, безответственная и страшная. Все остальное неважно. Но разве это правда? Конечно, нет! Внешность ничего не говорит о тебе. О твоей твердости, доброте, силе, настойчивости, упорстве. О том, насколько ты здорова. О том, умеешь ли ты вдумчиво и кропотливо работать. О том, способна ли ты на смелый поступок. О том, какая ты.
Стандарты красоты внушают тебе стыд за обыкновенное состояние тела
Например, они говорят: «Небритые ноги — это отвратительно и негигиенично». На самом деле на ногах, руках, лобке и в подмышках взрослых женщин растут волосы. Это совершенно нормально.
Волосы не имеют отношения к чистоте и гигиене. Ничего отвратительного в них нет.
Обыкновенное состояние тела не требует изменений. На щеках бывают прыщики, между зубами — щербинки, на животе — растяжки, на ногах — волосы, на пятках — мозоли, на всем теле — веснушки, шрамы и родимые пятна. Все это нормально и естественно. Тут нечего стыдиться.
Стандарты красоты называют норму отклонением и заставляют тебя лечить несуществующие болезни
Представь себе: ты находишь в книжном магазине красочный том с названием «Пупоит: эта жуткая вмятина посредине живота, от которой ты не могла избавиться раньше». Книга объясняет: милая барышня, ты наверняка видела у себя на животе чудовищную яму? Эта яма — не просто пупок, а симптом ужасной болезни — пупоита. Пупоит уродует живот и делает его омерзительным. К счастью, открыто средство, которое поможет вернуть первозданную гладкость кожи и избавиться от пупоита. Надо обложиться водорослями, завернуться в полиэтилен и есть бананы. Через две недели пупок рассосется, и ты выздоровеешь. Купи книгу, чтобы узнать подробности.
— Просто быть не может! — скажешь ты. — Вот так ерунда! Это настолько глупо — невозможно поверить!
Я рада, что ты так думаешь. А вот другая история.
В 1973 году американка Николь Ронсар опубликовала книгу «Целлюлит: эти комочки, шишечки и бугорки, от которых вы не могли избавиться раньше». Ронсар не изучала медицину, не была исследовательницей. Она владела косметическим салоном в Нью-Йорке.
(Уже можно заподозрить неладное, верно?) Сотни тысяч женщин купили книгу Ронсар, где прочли: ешьте фрукты, откажитесь от мяса,
массируйте кожу особой щеткой, купите особую мочалку, особую мазь, особый крем… Где их достать? Ронсар продаст вам все. Страхи
сотен тысяч женщин принесли ей невиданную прибыль.
— Постой‑ка, — скажешь ты, — я что‑то не улавливаю: а при чем тут пупоит?
И пупоит, и целлюлит — это одно и то же. Выдумка. То, что с подачи предприимчивой Ронсар стали называть целлюлитом, — не болезнь, не уродство, а обычное явление.
В организме каждого человека есть жировая ткань. Она жизненно необходима. Жировая ткань защищает органы от повреждения, тело — от холода, участвует в выработке гормонов. Благодаря ей мы не умираем от истощения за пару дней без еды. В теле женщин жировой ткани больше, чем в теле мужчин. Наш организм не знает, захотим ли мы — и если да, то когда, — зачать и выносить ребенка, а жир для этого обязательно нужен. Тело всегда готово к неожиданностям, за что надо сказать ему спасибо.
Жир откладывается на бедрах и ягодицах, причем неравномерно.
Ты видела когда‑нибудь пчелиные соты с медом? Помнишь, как они выглядят? Сотни мелких ячеек, очень удобная конструкция. Примерно так же устроена и поверхность наших бедер под кожей, только ячейки с жировыми клетками не шестиугольные, а округлые. Бедра и ягодицы большинства женщин выглядят именно так: с небольшими ямочками и выпуклостями. Стыдиться этих ямочек — все равно что стыдиться пупка. Их — как и пупок — не уничтожит жестокий массаж, обертывания и фруктовая диета. Вылечить можно только болезнь, а это — не болезнь.
К слову, что считать болезнью, а что нет, решает Всемирная организация здравоохранения. Она выпускает Международную классификацию болезней, которая иногда обновляется. В самой последней ее версии целлюлит есть. Но это слово обозначает инфекцию подкожной жировой клетчатки, когда под кожу попадают микробы, что требует лечения. Такое воспаление не имеет ничего общего с нормальным состоянием тела, которое называют целлюлитом.
Миллионы женщин по всему миру до сих пор стыдятся своих бедер. И виной тому — стандарты красоты, которые заставляют нас
считать наши нормальные и здоровые тела уродливыми и больными.
Купить книгу на сайте Издательства