Как «Моби Дик» Германа Мелвилла предвосхитил модернизм
Мелвилл родился ровно 200 лет назад, но он по-прежнему остается одним из самых знаменитых авторов в мире. Его самая известная книга была настолько далеко впереди своего времени, что была почти забыта почти на столетие, прежде чем была вновь открыта.
«Книга в человеческом мозгу лучше, чем книги, связанной в переплет кожи теленка — во всяком случае, она защищена от критики».
Герман Мелвилл написал эти строки за несколько месяцев до своего романа «Моби Дик, или Белый Кит», который был опубликован в Лондоне. Вскоре после этого он был выпущен в его родном городе Нью-Йорке. Возможно, Мелвилл чувствовал, что «Моби Дик» будет коммерческим провалом: за время его жизни было продано всего около 3000 копий. Потребовались годы, прежде чем талант Мелвилла прославился бы так, как сегодня.
Благодаря своему роману «Моби Дик», американский писатель считается одним из величайших писателей 19-го века, а также памятником истории литературы и пионером современного романа. Теперь, когда приближается 200-летний юбилей знаменитого автора — Мелвилл родился 1 августа 1819 года в Нью-Йорке — важно помнить, что на протяжении почти столетия его работы были в значительной степени забыты.
Лишь в 1920-х годах литературный талант Мелвилла был по-настоящему раскрыт, когда «Моби Дик» оказался в центре внимания. «Язык, сложность и неоднозначность этой книги были очень впечатляющими в то время… и она никогда не была по-настоящему оценена в 19 веке», — говорит автор, издатель, переводчик англоязычной литературы и знаток Мелвилла Александр Печманн.
Сегодня многие думают, что «Моби Дик» — это роман для детей и молодых людей, поскольку он был сокращен, чтобы включать в себя только самые захватывающие элементы, или только смотрел голливудский фильм с Грегори Пеком в главной роли. Мало кто, вероятно, прочитал несколько сотен страниц, составляющих оригинальный роман. В отличие от сокращенной версии, оригинальный «Моби Дик» рассказывает гораздо больше, чем история фанатичного капитана Ахава, который на грани безумия отправляется на поиски легендарного белого кита.
Оригинальная книга состоит из множества различных элементов, обернутых в роман из нескольких глав. «Что отличает его от (сокращенной) приключенческой истории, так это вставки Мелвилла, который использовал совершенно разные стилистические приемы», — объясняет Пехманн: «Есть главы, которые выглядят так, как будто они были исключены из сценария пьесы, как статьи, очерки и даже энциклопедические тексты о различных разновидностях китов, о китобойном промысле».
С этой работой Мелвилл оторвался от традиционных методов повествования историй того времени и «создал нечто гораздо большее», — говорит Пехманн. «Начиная с простой приключенческой истории, он создал все более метафизический рассказ, который был полон аллюзий». В результате получилась невероятно сложная работа. «Эта история использовалась как способ привнести различные интерпретирующие возможности».
История, которую Мелвилл написал на бумаге в 1850-51 годах, была результатом большого разнообразия литературных влияний, а также опыта его собственной жизни. Он рассказал о своем опыте в море, а также о времени, проведенном в современной Французской Полинезии, в своих романах «Типе» и «Ому», которые хорошо продавались. «Моби Дик», однако, не имел такого же успеха. Книгу было «очень трудно классифицировать в литературе того времени, и, возможно, именно поэтому она не была так хорошо принята», — говорит Пехманн.
В литературной истории «Моби Дик», кажется, ожидал модернистский стиль письма. «Это методы, появившиеся в 1920-х годах», — говорит Пехманн, ссылаясь на коллажеподобные тексты и на то, как Мелвилл играл с различными стилистическими приемами. «Тот факт, что эти стилистические и эстетические применения были найдены в романе 19-го века, был «сенсацией» и побудил современных авторов считать Мелвилла одним из своих», — говорит эксперт.
|