Флориан Урбан «Башня и коробка»
Идеи государства всеобщего благосостояния, бурная урбанизация и новые промышленные технологии стали фундаментом для самой масштабной постройки в истории человечества: меньше чем за столетие массовое типовое жилье изменило ландшафт всей планеты и образ жизни большинства ее населения. Краткая история массового жилья, его архитектуры и идеологии — в книге профессора Школы искусств Глазго Флориана Урбана «Башня и коробка»
Истоки индустриального строительства
Индустриальное строительство в том виде, в котором оно сложилось в первые десятилетия XX века, стало технологической основой для массовой жилой застройки в большинстве стран мира и одновременно — стилистическим принципом современного городского планирования. Даже там, где индустриализация не доминировала, — как, например, в Бразилии или Индии, — ее базовые принципы отразились в циклическом, конвейерном характере строительства и определили новую архитектурную эстетику. Здания, построенные промышленным методом, имеют два коренных отличия от традиционного нетипового дома. Во-первых, они собираются из заранее произведенных частей, а во-вторых, их строят не по одному, а целыми партиями по тщательно продуманной методике. В этом смысле индустриальное строительство можно описать как автоматизацию, которая увеличивает производительность за счет серийности и стандартизации. Это относится не только к многоэтажным зданиям, но и к сборным домам или трейлерам. В любом случае эта форма организации строительства не просто способствует резкому росту производства, но и делает его необходимым: высокая стоимость разработки рационализированных методов может быть скомпенсирована только значительными объемами строительства, которые сделают весь процесс максимально рентабельным. Индустриальное строительство не всегда легко отличить от традиционного, между ними нет четкой границы, скорее плавный переход. Почти любое спроектированное для конкретного участка нетиповое здание включает множество готовых частей. Окна и двери производятся большими партиями, размеры балок и колонн стандартизированы, а кирпичи можно воспринимать как разновидность заранее произведенной детали. Так же и традиционное разделение труда — например, между каменщиками и кровельщиками — уже представляет собой форму рационализации производственного процесса. Тем не менее индустриальное строительство в том виде, в котором его практиковали архитекторы-модернисты в первые десятилетия XX века, подразумевало рационализацию и предварительную сборку в невиданных прежде масштабах и связывало их с мечтой о новом обществе, основанном на принципах социальной справедливости. Именно поэтому термин «индустриальное строительство» часто ассоциируется не с собственно технологией, а с определенными принципами проектирования и соответственно с модернистской архитектурой как таковой.
Некоторые формы предварительной сборки известны еще со времен Античности. Археологические исследования затонувших древнеримских кораблей показывают, что целые части зданий предварительно компоновались в каменоломнях, а потом перевозились на строительную площадку. Рост колониальных империй в XIX веке сыграл важную роль в развитии приемов предварительной сборки, поскольку появилась необходимость быстро обеспечить крышей над головой большое число людей в далеких уголках мира. Военно-инженерные наработки также дали основу для использования материалов промышленного производства в гражданском строительстве.
Знакомые нам теперь формы индустриализации строительства сложились гораздо позже, чем промышленное производство материалов. В конце XIX века инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) предложил научную организацию труда, рационализирующую каждый отдельный этап производства. Генри Форд (1863–1947) на своих предприятиях внедрил идеи Тейлора на практике. В 1913 году его завод в Детройте начал сборку автомобилей на конвейерной линии. В последующие десятилетия фордистское производство служило образцом для индустриализации строительной отрасли. Методики работы совершенствовались в соответствии с научными принципами, число одинаковых зданий росло. Французское выражение grands ensembles, обозначающее жилые массивы, как и его немецкий аналог Großsiedlungen, отражает приоритет крупного масштаба; он — смысловой стержень этих достижений строительной отрасли.
Возникшие в конце XIX века материалы и технологии позволили индустриализации строительства продвинуться далеко вперед. Особенно важны здесь стальные каркасы и железобетон. Хотя бетон использовали еще древние римляне, в последующие столетия он оказался практически забыт. Ключевое значение для строительства бетонных домов имели эксперименты французского инженера Франсуа Эннебика. В своей работе он опирался на опыт садовника Жозефа Монье, который придумал укреплять бетонные кадки каркасом из железной проволоки. Полученный Эннебиком в 1892 году патент на железобетон дал возможность использовать этот материал в индустриальном строительстве больших зданий. Другими первопроходцами бетонного строительства стали архитектор Огюст Перре, который в 1903 году построил на рю Франклин в Париже первый полностью бетонный многоквартирный дом, и инженер-строитель из Ливерпуля Джон Александр Броди, под чьим руководством в 1905 году на Элдон-стрит выросли жилые дома из готовых бетонных плит. Как и сооружению зданий из готовых деревянных деталей, сборному строительству из бетона способствовала колониальная экспансия. Работавшая в Батиньоле под Парижем французская компания Lippmann, Schneckenburger & Cie, первой освоившая строительство из полых бетонных плит, начиная с 1860 года ориентировалась прежде всего на рынок французских колоний в Карибском бассейне. В 1893 году ее патенты перешли к амстердамской фирме Wittenburg, которая также поставляла свою продукцию в заморские владения европейских держав.
В начале ХХ века технологии строительства с использованием бетонных плит одновременно совершенствовались в Англии, Германии, Франции и США. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон искал новые способы применения литого бетона. В 1909 году по его методике была построена партия двухэтажных домов на одну семью в Филипсбурге, штат Нью-Йорк. Нью-йоркский инженер Гровенор Аттербери в 1908 году разработал систему строительства из панелей высотой в этаж, которые оставляли полыми для лучшей теплоизоляции. Самыми знаменитыми его проектами стали Форест Хилл в Квинсе, район псевдотюдоровских особняков из готовых бетонных плит, и вариант двухэтажного дома на одну семью, разработанный в 1918 году для Лонг-Айленда. Традиционалистское архитектурное решение, предложенное Паулем Шмиттенером для города-сада Штаакен (1914–1917) под Берлином, в соответствии с новейшими веяниями стандартизации сводилось всего к пяти типам домов.
К 1920 году итог конкуренции между стальным каркасом и железобетоном был уже очевиден. По мнению большинства застройщиков, преимущества бетона — дешевизна, устойчивость к огню и коррозии, а также исключительная долговечность — искупали недостатки в виде огромного веса и сложности в транспортировке. Многие исследователи подчеркивают политический аспект такого развития событий: военно-промышленный комплекс нуждался в стали, во время Первой мировой войны она стала дефицитом во многих странах. Дорога к господству железобетона как материала для строительства многоэтажных зданий оказалась открытой. Начиналась эра бетона.
Купить книгу на сайте Издательства