Ирландия и Швейцария спорят из-за останков Джеймса Джойса
По сообщению «The Guardian», предложение о репатриации останков известного ирландского поэта и писателя, из Цюриха в Дублин встретило сопротивление со стороны швейцарского фонда Джеймса Джойса.
Попытка Дублинского городского совета вернуть останки автора знаменитого романа «Улисс» Джеймса Джойса на его родину в Ирландию была поставлена под сомнение после того, как директор швейцарского фонда его имени предположил, что проект «ни к чему не приведет».
Городские советники Дермот Лейси и Пэдди Маккартан подали ходатайство о возвращении останков Джойса из Цюриха в Ирландию. Писатель был похоронен в швейцарском городе вместе со своей женой Норой Барнакл, которая умерла в 1951 году, через десять лет после своего мужа. Члены Совета утверждают, что эти планы будут соответствовать желаниям обоих.
Маккартан сказал: «Изгнание было ключевым элементом в его письме, но чтобы оно следовало за ним в вечность? Я не думаю, что это было частью плана».
По словам известного ученого, доктора Фрица Сенна, который основал Цюрихский фонд Джеймса Джойса более 30 лет назад и в настоящее время является его директором, пожелания автора неясны.
Сенн заявил: «Все, что я знаю, это то, что, похоже, нет никаких доказательств того, что Джойс хотел вернуться в Ирландию или даже быть похороненным там. Он никогда не принимал ирландское гражданство, когда мог это сделать». И большинство экспертов Джойса согласятся с этим утверждением.
Сенн назвал это противоречие «Битвой костей», добавив, что проект «не был продуман» и что требуемый дипломатический процесс сопряжен с трудностями.
Он отметил: «Цюрихская могила содержит четыре тела — Джойса, Норы и Джорджо, сына. Но есть и Аста Остервальдер Джойс, вторая жена Джорджо, которая вообще не имеет отношения к Ирландии. На этой стороне также будет какое-то местное сопротивление».
Он добавил: «Кладбище, на котором он похоронен, называется Фридхоф Флунтерн, и город вполне гордится могилой. Естественная реакция. И тогда последним пристанищем Джойса был Цюрих».
Джойс покинул Ирландию в 1904 году, чтобы жить в Триесте, Париже и Цюрихе, так и не вернувшись на родину после 1912 года. У писателя были сложные отношения со страной, которая фактически запретила «Улисс» за его «непристойное» и «антиирландское» содержание. В эссе куратора Ирландского музея эмиграции Джессики Трейнор говорится, что в своем сочинении Джеймс Джойс «осуждает консерватизм, пиетизм и тупой национализм ирландского общества». А один из персонажей его романа «Портрет художника в молодости» описывает Ирландию как «старую свинью, которая ест ее опорос».
Трейнор пишет, что хотя Джойс «не мог жить в Дублине», «его духовное и художественное взаимодействие с городом продолжалось до конца его жизни». Когда он жил в Париже, его «любимым занятием было разыскивать посетителей из Дублина и просить их пересказать названия магазинов и пабов от улицы Амьенс до Колонны Нельсона на улице О’Коннелл».
Когда Джойс скончался в возрасте 58 лет после операции на перфорированной язве, министр иностранных дел Ирландии направил приказ: «Пожалуйста, отправьте подробную информацию о смерти Джойса. Если возможно, выясните, не умер ли он католиком». Ни один из двух ирландских дипломатов в Швейцарии в то время не присутствовал на его похоронах, а правительство Ирландии впоследствии отклонило просьбу Барнакла о репатриации его останков.
Если ходатайство городского совета Дублина будет принято, следующим шагом будет обращение к ирландскому правительству с просьбой вернуть останки до празднования столетия со дня публикации «Улисса» в 2022 году.
Пресс-секретарь министра культуры Джозефа Мэдиган рассказала журналу Journal.ie, что это было «вопросом в первую очередь для членов семьи и / или попечителей поместья Джойс», добавив: «Не получив от них заявления, министру не следует выражать мнение по этому вопросу».
Сенн предсказал, что внук Джойса, Стивен Джойс, который на протяжении многих лет тщательно охранял наследие своего деда, вряд ли поддержит это предложение. Он сказал: «Все зависит от его голоса — скорее всего, негативного». Попытки издания дозвониться до Стивена Джойса не увенчались успехом.
Несмотря на усиливающийся скандал, Сенн заявил, что не будет бороться за то, чтобы удержать Джойса в Швейцарии. Он сказал: «Я сам недостаточно националистичен, чтобы устраивать баррикады для тела».
|