«Может быть, злом называется то, что ввергает человека в безразличие?» — 14 января 1925 года родился Юкио Мисима
«Новости литературы» поздравляют читателей с 95-й годовщиной со дня рождения выдающегося японского писателя Юкио Мисимы, которого по праву считают одним из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века. Его трижды номинировали на Нобелевскую премию по литературе.
Юкио Мисима (настоящее имя — Кимитакэ Хираока) родился 14 января 1925 года в Токио. В переводе с японского его псевдоним означает «зачарованный смертью дьявол». Отец Кимитакэ был крупным государственным чиновником, а дед писателя некоторое время занимал пост губернатора Южного Сахалина.
Детство Хираоки прошло в доме бабушки Нацуко, причем со своими родителями он виделся только с ее разрешения. Впечатлительный и одаренный мальчик часто болел, что наложило отпечаток на его творчество. Окончив с отличием привилегированную школу, он получил в подарок часы из рук японского императора.
Изучая право в Токийском университете, Кимитакэ увлекся литературой, а его главными кумирами стали Томас Манн и Фридрих Ницше. В июле 1949 года уже под псевдонимом Юкио Мисима писатель опубликовал свой первый роман «Исповедь маски», получивший мировую известность и неоднозначно воспринятый критиками из-за описания гомосексуальных отношений. За ним последовали «Жажда любви» (1950) и «Запретные цвета» (1953). В декабре 1951 года по протекции своего отца и как спецкор одной из крупнейших японских газет «Асахи симбун» Мисима отправился в кругосветное путешествие, откуда вернулся в августе 1952 года. Из него он вынес, по собственным словам Мисимо, личное переоткрытие солнечного света, телесности и ощущений, а это оказало огромное влияние на его литературную деятельность в дальнейшем.
Вернувшись в Японию, он не только взялся за радикальную перестройку собственного тела, увлекшись бодибилдингом, но и заинтересовавшись классической японской литературной традицией, стал изменять и свой писательский стиль. Именно тогда был создан «Золотой храм» (1956), считающийся литературной вершиной творчества писателя, «Дом Кёко» (1959) и много других романов, которые позволили автору закрепиться в литературной элите Японии. В своих книгах, продолжая традиции японского эстетизма, Мисима показал себя как яркий представитель второй волны послевоенной японской литературы. Он снимался в фильмах, участвовал в театральных постановках, снимался для журналов, увлекся кэндо и историей самураев, занимался политикой.
25 ноября 1970 года 45-летний Мисима с четырьмя молодыми кадетами «Обществу щит» под предлогом посещения базы сухопутных войск Сил самообороны в Итигая взял в заложники командующего базой и с балкона его кабинета обратился к тысячам солдатам с призывом конституционных реформ. Однако солдаты его воззвание не поддержали, после чего Мисима покончил с собой, сделав сэппуку, а Коге, опытный мастер кэндо, отрубил писателю голову, как этого требовала традиция кайсяку.
В этот день утром, за несколько часов до смерти, Мисима отправил своему редактору текст своего последнего романа «Падение ангела». А в вечернем выпуске «Асахи симбун» появилась фотография отрубленной головы писателя, вызвавшая шок у японцев.
|