Что просил приносить в тюрьму и куда отправился Оскар Уайльд перед изгнанием
Сегодня исполняется 166 лет со дня рождения Оскара Уайльда. А вы знали, что одной из последних остановок легендарного британского писателя, драматурга и остроумца в Англии перед его изгнанием стал его любимый книжный магазин? Об этом эпизоде из жизни литератора написал портал «Literary Hub» со ссылкой на выпущенную в этом году книгу Томаса Райта «Создан из книг: Как чтение определило жизнь Оскара Уайлда» (Thomas Wright «Built of Books: How Reading Defined the Life of Oscar Wilde»).
Как отмечает автор книги, Уайльд в письме из тюрьмы признавался своим друзьям, что испытывает страх «выйти в мир без единой книги». Было много причин, по которым эмоционально травмированный социальный пария-книголюб мог страдать из-за грядущей жизни, но в списке вопросов, стоящих перед Уайльдом, первыми стояли книги, в которых он искал утешение и надежду.
После того, как суд приговорил писателя «за непристойное поведение» к двум годам заключения и исправительных работ в Редингской тюрьме, успешной писательской карьере Уайльда пришел конец, поскольку вызванный этим делом скандал сделал его persona non grata в претенциозных великосветских кругах, куда он когда-то влился с такой легкостью.
Во время заключения Уайльд по нескольку раз перечитал все книги из библиотечки тюрьмы, в том числе «Ад» Данте. Также он просил друзей приылать ему сочинения Чосера, прозаический перевод поэмы Данте, новую работу его любимого автора и бывшего оксфордского преподавателя Уолтера Пейтера и пьесы драматургов елизаветинской эпохи.
Вскоре перед тем, как его досрочно отпустили, Уайльд попросил своих близких друзей купить для него томики книг Гюстава Флобера, Шарля Бодлера, Джона Китса, Александра Дюма и Данте, писателя, без которого он просто не мог жить.
Утром 19 мая 1897 года Уайльд вышел из ворот Пентонвилля, где его уже ждали друзья — искусствовед Море Адей и критик Стюарт Хедлам. В такси, едущем на вокзал Кингс-Кросс, он не терял времени на пустяшные разговоры, а обсуждал с друзьями книги Данте.
Когда они прибыли в дом Хедлама в Блумсбери, Уайльда встретили друзья, кто заботился о нем больше всего. Впервые за два года он выпил чашку кофе, помылся, переоделся и рассмеялся. Для человека, только что вышедшего из тюрьмы, он был обезоруживающе бодрым. Друг Уайльда, писательница Ада Леверсон позже отмечала, что он вошел «с достоинством короля, возвращающегося из ссылки».
Ирония, конечно, в том, что Уайльд готовился отправиться в печальное, жестокое изгнание на несколько лет за пределы своей родной страны. Биограф Ричард Эллманн писал, что писатель рассказывал своим друзьям о тюрьме в Рединге, «как будто это был курорт».
Уайльд пропустил ранний пароход в Дьепп на северном побережье Франции, поскольку решил зайти в свой любимый магазин Хатчарда на Пикадилли, 187, старейший лондонский книжный. Как написал Райт, Уайльд «хотел сделать несколько быстрых покупок, самые последние на английской земле». Однако он сбежал, как только покупатель узнал его в магазине, привлекая внимание других клиентов.
Ночью Уайльд пересек Ла-Манш и остановился в Дьеппе, где его встретили друзья Росс и Реджинальд Тернер. Они поселили его в отеле под псевдонимом «Себастьян Мелмот», имя, которое подразумевало, что Уайльд был странствующим мучеником.
Когда Оскар Уайльд открыл дверь в свою комнату в отеле, то просто заплакал. И не из-за своих несчастий, а из-за того, что он увидел перед собой: его друзья приготовили ему букеты цветов и аккуратную стопку книг.
|